Родители ругаются. Двоякие отношения с матерью. Что делать?

Вопрос психологу:
Добрый день! Хочу поделиться своей проблемой, потому что совершенно не понимаю как дальше жить, как придерживаться тех жизненных ориентиров, которые казались стойко выстроенными, а сейчас полностью разрушены.
За последний год мне довелось выдержать несколько серьёзных конфликтов родителей(в браке 25 лет). Врезались в память их крики, оскорбления и рассказы о намерении убиться(последнее - со стороны матери. Все мы, женщины, иногда драматизируем немного, да?). Особенно запомнился тот день, когда впервые в нашем доме прозвучало слово "развод" (опять же из уст матери). В детстве это было моим постоянным страхом, но один раз родители объяснили мне, что они могут "спорить", но никак не разводиться. Именно на таком убеждении я выросла.
Как и каждому ребёнку, мне казалось, что брак родителей это идеал, вечный пример и по-другому никак не может быть.
После этого конфликта ситуация наладилась и всё пошло своим чередом. И вот, спустя практически год,(стоит ли все списывать на весеннее обострение?!) ситуация началась повторяться, но уже в другом формате.
Вы, наверное, спросите причину конфликта. Если коротко - несовместимость характеров родителей. Например, отец по характеру довольно спокойный, иногда флегматичный, но имеется привычка задавать кучу ненужных вопросов. Мать, в свою очередь, довольно вспыльчивая женщина, которая, по сути, является главой семьи, так как отец часто отсутствует дома по работе, и мать берет на себя "бразды правления".
Но как, спрашивается, спустя столько лет брака иметь несовместимость характеров? Мать утверждает, что выходя замуж она была уравновешенной и абсолютно спокойной, а теперь превратилась в измотанную истеричку.
За этот год я осознанно была палочкой-выручалочкой(иногда даже через "не хочу"), т.е. пыталась разрядить обстановку когда это было нужно, перевести тему на более безопасную, говорила с каждым родителем по отдельности ( говорила, что нужно быть спокойнее и не так остро реагировать на вещи). Спустя год я чувствую себя иногда эмоционально опустошенной из-за этого. Кажется, что я как губка, через которую проходят многие ситуации,из которых я впитываю эмоции (часто далеко не самые позитивные).
Стоит отметить, что с матерью мы довольно близки и многим делимся. Но за последний год я нырнула в омут их отношений с отцом, где каждый высказывал мне претензии друг на друга, когда я пыталась направить их исправить ситуацию.
На днях, после конфликта с отцом, мать решила задать мне вопрос "Ты хочешь, чтобы мы развелись?" Естественно, мой ответ был негативным. Я спросила её, играет ли мой ответ некую роль? Она ответила утвердительно, сказав, что ей не у кого больше спросить, кроме меня.( Кроме меня, в семье есть ещё мой младший брат и сестра(12 и 10). Мол, не может же она спросить это у сестры.
Услышав мой ответ, она рассуждала, что же будет с ней в старости, что с ней станет из-за отца, в какой психиатрической больнице ей придётся лечиться.
Немного позже она разоткровенничалась, сказав, что не чувствует себя счастливой, скорее наоборот. Сказала, что всегда была одна и по факту сейчас тоже одна (спрашивается почему, когда все время рядом я, младшие и моя бабушка, с которой тесно общаемся все). Говорила, что зря вышла замуж в 19 лет, при этом обвиняя бабушку, которая "подтолкнула к этому шагу". Дала много наставлений типа "дважды подумай перед тем, как выходить замуж".
Сказала, что они с отцом не общаются ни на какие темы, кроме бытовых вопросов, и сетовала, что не может ни про что ему рассказать личное. Также сказала, что отец никогда не свозил её в путешествие, никогда не дарил цветов( По её словам, он этого не делал даже в юности, так в чем тогда проблема сейчас?). Сказала, что прожила жизнь впустую, не смогла дать детям того, чего хотела дать(последнее для меня является странным аргументом, так как мать полностью отдаётся детям и часто экономит на себе, только чтобы у детей было всё по высшему разряду).
Я прямо спросила её : "Ты что, не любишь отца?".
Она сказала: " я не знаю".
Вы можете сказать, что я ребёнок и не разбираюсь во взрослых чувствах, но почему-то я больше чем уверена, что она его любит. Во -первых, по ней это видно, такое ощущение, что в ней борются какие-то чувства.
Во-вторых, уже на следующий день мы сидели все вместе( я, родители и брат) и хорошо вместе общались. Как будто, в матери что-то щелкнуло и она резко сменила курс поведения. Или же она решила держаться ради меня, которая сказала не разводиться, и детей?!
Сегодня, зайдя пожелать спокойной ночи, я увидела, что мать чем-то расстроена и выглядит уставшей. Я спросила причину, на что получила ответ : "А почему я должна быть счастливой?"
Очень люблю обоих родителей и могу понять их претензии друг к другу. Являюсь ли я эгоистом, работая палочкой-выручалочкой, и дав матери отрицательный ответ на её вопрос.
Очень хочу услышать мнение эксперта! Спасибо, если вы прочитала моё послание:)
Автор вопроса: Мария Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Дорогокупец Ангелина Викторовна.
Здравствуй Мария. Спасибо тебе огромное, за твое мужество и силу, написать свою историю нам. Я действительно благодарна тебе за это, ведь осознание своих проблем либо ситуаций, это уже пол пути решения.
Ты должна понять для себя то, что между родителями происходит, это конечно, влияет на детей. Проблема в том, что дети часто думают, что виноваты в том, что их мама и папа ссорятся. Но это не так. Ребенок не виноват, так как это система супружеских отношений. и все что происходит между родителями, это их ситуации, где ребенок никак не привязан.
Во-первых, надо принять факт что ссоры между родителями существуют. Люди ругаются — это грустно, но это нормально. Понять нужно, что влезать не стоит в их ссоры и выяснения отношений. У них есть свои не очень простые расчеты, о которых мы и не знаем.
Во-вторых, проблема в том, что когда двое ругаются, ребенок оказывается в позиции конфликта лояльности. Он думает, что должен принять чью-то сторону. Когда он поддерживает маму, то чувствует, что предает папу. Поддерживает папу — предает маму. Если никого, то кажется будто он против двух.
В-третьих, ребенок должен сам себе сказать: «Я люблю вас обоих, но не хочу быть разменной монетой в вашем споре». Ты должна дать понять родителям, что если им нужна поддержка, то ты всегда их обнимешь и будешь рядом не смотря ни на что.
Ссоры родителей - это вполне нормально. Конфликты возникают у всех, на протяжении всей жизни, даже у тебя с друзьями.
Так же если смотреть на ситуацию целиком, то мама решает, что ей в жизни ценно и важно. Невозможно заставить человека быть с другим человеком, только если хочешь ты этого, а не они. Тебе нужно набраться терпения и встать на нейтральную сторону, а родители сами могут выполнить те функции и решить те претензии которые у них есть.
Ведь возможно у них кризис, который они таким образом переживают. Возможно они действительно не счастливы друг с другом. Здесь возможны тысячи вариантов, которые не ты, и не я не можем угадать, что действительно происходит у них в душе. Им нужно самим решить этот вопрос. Твоя жизнь. это твоя жизнь. Но согласись, ведь ты будешь счастлива, если они оба будут счастливы. а что если они буду счастливы в других браках?? а не друг с другом??
А если останутся друг с другом то будут продолжать страдать?. Я не думаю, что ты бы хотела за этим наблюдать.
Я желаю тебе сил и терпения, попробуй отвлекаться на что-то другое, и не позволяй скандалам родителей, рушить свою жизнь.
Ты очень сильная, смелая, и просто крутая девушка.
Возьми свою силу в кулак, и дай родителям решить ИХ вопросы, им же самим. Без твоего участия.
С уважением, Психолог Ангелина Дорогокупец
[email protected]