Мама вечно лезет в мою жизнь. Пытается контролировать, указывать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 24 года. Я живу и учусь в Москве. С недавних пор сюда приехала моя сестра. Пока она училась в колледже я ей помогала, снимала нам квартиру, покупала продукты, оплачивала дорогу, отдых, продукты. Родители никак не помогали, потому что у них у самих финансовые сложности.
Проблема в том, что мама всегда пытается лезть в мою жизнь. Устроила скандал из за того, что я решила поменять место работы, где я буквально умирала уже. Постоянно спрашивает, куда трачу деньги, хотя мне не помогают. Спрашивает сколько зарабатываю на новой работе. Меня это уже порядком достало. Когда я говорю, что не считаю нужным ей отчитываться начинаются манипуляции в Роде «я за твою учебу платила, я тебе помогла туда приехать, я для тебя все делала, так ты меня благодаришь». К слову, на работу я устроилась сама, училась сама, квартиру тоже сама искала, оплачиваю. Она считает , что я должна ей полностью отчитываться куда я хожу, с кем, во сколько, за сколько покупаю одежду. Следит за мной в соц сетях, если ей не нравятся мои друзья(при том что лично из не знает)считает что я не должна с ними дружить. Моего парня вообще ненавидит, и говорит что я выйду за него только через ее труп. Я устала от такого ее поведения. Иногда просто хочется перестать с ней общаться. Старшего брата и папу она так не достаёт, они перед ней никогда не отчитываются. А меня докапывает. Я и говорить пробовала. Итог один-скандал. Она считает, что только она права и ей лучше знать. Недавно хотела попробовать открыть свой бизнес (шить и продавать одежду, сделать бренд) на что услышала, что не для того она мою учебу оплачивала, что б я где то в подвале швей работала. Естественно мне обидно и я бросаю это.
Когда я прошу не лезть в мою жизнь начинает разыгрывать плохое самочувствие. Мне звонит отец/брат и говорят «чем ты опять ее довела». Приходится звонить, извиняться и так по кругу. Хотя головой понимаю, что это просто манипуляции и попытки вызвать чувство вины у меня. Считает, что без неё я ничего не смогу и ничего не умею. Самое ужасное, то что меня очень задевают ее слова. Я обычно не реагирую на такое поведение от посторонних, но когда именно она так говорит мне очень больно. Как мне быть? Как передать на неё реагировать и объяснить, что я уже давно самостоятельный человек и не должна ей отчитываться?
Автор вопроса: Дина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Кравчук Роман Владимирович.
Здравствуйте, Дина. Постараюсь ответить на ваш вопрос. Сразу предупреждаю: это только информация, мой ответ не может заменить необходимости работы с проблемными вопросами. Вы спрашиваете "как перестать на нее реагировать и объяснить, что я уже давно самостоятельный человек и не должна отчитываться". Сперва отвечу на вторую часть вопроса: никак. Вы никак не объясните это вашей маме. Никак. Просто не тратьте время и силы. Понимаю, как это звучит и ещё вернусь к этому чуть позже. И первая часть вопроса: как перестать реагировать. Ответ на первый взгляд прост - нужно "проработать эти самые "проблемные вопросы". Это и есть ваши слабые места которыми умело пользуется ваша мама.
Вы правы, говоря что это похоже на манипуляции и "попытки вызвать чувство вины у меня" Только почему "попытки"? Если вы реагируете, похоже эти попытки вполне успешные, к сожалению...
То, что вы описали похоже похоже на созависимость, или незавершённую сепарацию (психологическое отделение) от родителей. Именно в этом направлении стоит на мой взгляд двигаться. Проще, лучше и быстрее это делать вместе со специалистом. Если желаете именно разовых рекомендаций то: учитесь самостоятельности. Во всём. Чаще хвалите себя, даже за мелочи. Никогда не отчитывайтесь перед мамой. Твёрдо стойте на своём и учитесь не реагировать на манипуляции. Понимаю, это трудно. Придётся научиться. Иногда для этого "просто хочется перестать с ней общаться" тоже неплохой вариант. (на некоторое время, не навсегда). Ваша мама САМА должна усвоить что вы не позволите так обращаться с собой. Именно сама, словами вы ничего не объясните. Учитывая Ваш возраст и ситуацию (живёте отдельно, сами зарабатываете) шансы у вас хорошие. Я бы рекомендовал не откладывать, т.к. с годами сделать это (сепарироваться) будет всё труднее. Если желаете готов сопроводить вас в этом нелёгком, но увлекательном пути!
Удачи Вам, и помните - это того стОит!