Чувство вины перед семьей. Как выйти из позиции жертвы?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Светлана, мне 24 года. Я третий и младший ребёнок в семье среди девочек.
У меня много вины перед семьей. И мой вопрос как снять эту вину?
До недавнего времени я корила себя рождением, чувствовала себя обузой - за траты денег родителей на репетиторов в школе, обучением в университете. Что все равно не оправдала их ожидания по оценкам. Также в настоящее время я не работаю почти год (в поисках) и переживаю из-за этого, что опять доставляю хлопоты.
Я делала анализ своего детства. Мы жили и живем хорошо, но мама делала большой упор на оценки и мне не хватало ее внимания, в то время как папа уделял мне достаточно времени и баловал этим, несмотря, на то, что работал и часто уезжал в соседний город и практически всегда меня защищал, если мама ругала по учебной части.
Также мои отношения с мамой и со старшей сестрой как на качелях. Сестра передаёт слова мамы, что я жалуюсь на подруг, либо скажет, что я хулиганю и мама переживает из-за наших перепалок. Я поняла, что ищу таким образом внимание мамы. Хотя, очень часто отвергаю ее (в основном вопросы где я, если выхожу куда либо). У них похожая черта характера - критиковать/комментировать в лоб и эта критика для меня бывает деструктивной, особенно от старшей сестры и мама ее поддерживает. Часто после этого я долго прихожу в себя и честно говоря моя вера в себя падает, также как и самооценка. В такие моменты мне хочется спрятаться, но чаще просто накричать так, чтобы они не смогли ничего ответить. Я понимаю, что то что говорит мне сестра чаще не обо мне, а о ней самой и она умело поворачивает это на меня (между нами разница в больше 10 лет). Но даже понимания это я натягиваю на себя вину и так уже не в первый раз. Я даю себе быть в позиции жертвы и быть им удобной для слива на меня негатива и обвинений.
Автор вопроса: Светлана Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Подопригора Алина Вячеславовна.
Здравствуйте Светлана! Человек который находится в роли жертвы- имеет заниженную самооценку, вся эта неприятная ситуация тянется из детства и связана с неправильным отношением в семье. Ребенку родители с детства закладывают установку беспомощности. Что из этого следует, вы чтобы приспособиться к своей семье, формируете стратегию поведения, когда непроизвольно присваиваете чужие проблемы себе и считаете, что это действительно так. Но тем не менее, эта роль вам удобна, так как вы получаете свою выгоду. Вава мама и выступает в роли тирана, а вы жертвы. Но, вы сами написали, что когда она к вам располагается, вам это не нужно.
Например: "мои сёстры уже всего достигли, они гордость семьи,а я полный "ноль", доставляющий только проблемы своей семье. Без меня им было бы лучше". Эти ваши мысли, прослеживаются в вашем письме.
Но так ли это на самом деле? Вы действительно думаете, что ваши сестры идеальны? И всё делают правильно? Снимите "розовые очки", отбросьте свои тревоги, понаблюдайте за ними и вы увидите, что и у них много ошибок. Мы все люде и идеальных нет. Необходимо видеть, как отрицательные так и положительные стороны людей, чтобы оценивать их адекватно.
Вы живёте в постоянном состоянии жертвы, испытываете страх, злость, но близкие вашего состояния не замечают, и не стремятся вам помочь.
Я вам рекомендую следующие:
1. Вам необходимо повзрослеть, перестать себя жалеть, возможно снять себе отдельное жильё и начать жить, как вам хочется.
2. Не надо переживать за своих близких и жить их проблемами, им это не надо, займитесь собой. И они увидят в вас сформировавшуюся личность.
3. Ответьте себе на вопросы:
- какие мои главные потери от поведения Жертвы?
- какую бессознательную выгоду я получаю от своего поведения?
- как это поведение помогает мне достичь своих целей и чувствовать себя удовлетворённым в жизни?
- по возможности посетить тренинговые занятия по нормализации самооценки.
А главное захотеть изменить свою жизнь, увидеть свое будущие другим, найти силы выйти из роли жизни. И в будущем не переносить комплекс жертв на своих детей семью.
Удачи вам Светлана!!!