Мама все мои достижения присваивает себе.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моя проблема в том, что мама все мои достижения, заслуги присваивает себе. У неё есть дурацкая привычка говорить, что я чего то добивалась благодаря ей. Начнём с того, что она отпустила меня учится в другой город, я выучилась по одной специальности, но работать пошла по другой, хоть они и схожи. Так она говорит «хорошо, что я тебе сказала туда идти учится». Я проработала долгое время, но поняла что это не мое и пошла работать по другому направлению, а она «хорошо, что я тебя отпустила в этот город, ты там себя нашла». То есть, в любое случае она найдёт возможность сказать о том, что если я что то сделала, то это благодаря ей. Я ей очень благодарна за то, что она дала мне возможность приехать сюда, отучиться. Но мне не нравится то, что все мои действия, достижения просто обесцениваются. Она никогда не скажет, что я молодец, сама выпучилась, сама устроилась на работу(в то время как в нашем маленьком городе моих друзей устраивают по связям или они вообще не работают), молодец что сама встала на ноги. Начала изучать языки- это я тебе сказала, пошла на курсы кулинарии-это я тебе подсказала(хотя это вообще так). Мне не жалко, что она так говорит, мне жалко что она не видит, того что делаю я сама и считает, что это все потому что она мне сказала. Любое мое достижение она присваивает себе. Она сама работает руководителем, она всегда все делала сама, училась, всего добивалась. И теперь она считает, что все мои достижения-это ее заслуги. А если я чего то не сделала, то она не считает это своим упущением, тут уже я плохая, ленивая, ничего не делающая. Мне надоело слушать про то, что все что я добилась в жизни-это ее заслуга и я не знаю как себя вести. Ругаться не хочу, но и слушать про это тоже надоело.
Автор вопроса: Инна Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Инна!
То, что вы описываете, это очень обидно. Когда мама присваивает заслуги себе, это подрывает веру в себя, вызывает чувство вины, вводит в замешательство. Начинаешь не доверять себе, сомневаться и т.д.
Проявляются такие черты личности родителя, у кого то явно, у кого то завуалировано. Такое поведение губит самооценку ребёнка, вызывает чувство неоплатного долга. "Я столько для тебя сделала, ты должна теперь!", "Ты мне всем обязана!". В общем все, что вы описываете, накладывает на ребенка, и теперь на вас, уже взрослого человека, тяжелую ношу.. От этого очень тяжело, тяжело на душе. Больно.
Этому поведению мамы есть причины. Как правило, они не осознаются самим человеком. Люди, которые обесценивают, присваивают заслуги себе, не признают успехи, имеют определенное свойство личности. И чаще, ничего с этим не поделаешь. Возможно, какое то осознание придет позже. Но нельзя на это надеяться. Инна у вас такая мама. Родителей не выбирают.
Но с этим можно работать и менять ситуацию. Так как вы сюда написали, ваше сознание анализирует. Вы видите и чувствуете, что происходит! А значит это прогресс! Других людей, включая родителей, мы не силах изменить. Но можете сами поменять к этому отношение. Это поможет разобраться, поможет защитить себя и не повторять ошибок уже со своими детьми!
Рекомендация. Родителей, тем более если они уже в возрасте очень трудно поддаются изменениям. Но вы сами можете о себе позаботиться. Можете обратиться к психологу, так как тема сложная для понимания, или попробовать самой разобраться, в общем помочь себе делать нужные шаги.
Инна, есть вариант, это говорить маме о своих чувствах. Вы пробовали? Ничего не нашла в письме, какая ваша реакция на происходящее, какая ее?
И если мама настаивает на своём, стоит ли вообще что то доказывать?! Живите своей жизнью, Инна! А маме оставьте ее.
Если мама не слышит то, о чем вы просите, не готова меняться, вы можете жить отдельно. И озвучить правила, когда к вам можно прийти, когда нет. Можете вы уделить внимание, или заняты. Таким образом вы начнете выстраивать границы, и маме придётся считаться!
Окружайте по возможности себя людьми, кто верит вас, видит ваши достижения, радуется вашим удачам!
Меняться придётся вам. Стать смелее, уметь говорить “нет”. Мама будет недовольна таким положение дел. И вам бы нужно быть настойчивее, смелее. Инна, вам 24 года, вы вполне взрослая. Если не получается жить отдельно, начинайте над этим работать!
Можно включить нейтральный тумблер. "То, что сказано, меня не касается, я себе цену знаю, знаю, чего я добилась" и придерживаться такой точки зрения! У каждого своя организация психики, кому то подходит одно, кому то другое. Выбирете то, что сейчас доступно, и продолжайте себя поддерживать. Можете записывать свои достижения и хвалить себя! Если делать это регулярно, это войдет в привычку!
Я понимаю, вам может быть трудно, потому, что это мама. Но нужно передвигать ноги к самой себе, своим заслугам, но уже без мамы. Это внутренняя работа над собой. Обращайтесь за помощью к психологу, либо самостоятельно над этим работайте.
Такое поведение мамы бывает токсично и разрушительно. Это очень тяжело признать и признаться, что и такое бывает. Но с этим нужно что то делать однозначно. Не знаю, насколько это вас коснулось, по одному письму трудно что то сказать более конкретно.
Желаю вам осознанности, постепенного принятия положения и выхода из ситуации. Удачи!