Мама винит меня в испорченном настроении. Кто прав?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Нахожусь в смятение. У нас с мамой частые недопонимания. Сегодня была такая ситуация. Я готовила пирожки, пришла мама и начала рассказывать как любил её отец такие пирожки. Я сказала, что жаль, что его давно нет и обязательно бы приготовила их для него. На, что она мне ответила, что не приготовила, а вот она бы обязательно их испекла ему. На мой вопрос почему я не смогла внятного ответа не дала. Я не стала допытываться и сказала лишь, что к сожалению мы люди, часто осознаём значимость людей после того как их теряем и это очень плохо. На, что в мою сторону мама начала очень грубить. Сказала, что я отвратительный человек, что у меня отвратительные пирожки и она их терпеть не может. Что я испортила ей настроение. Всякие гадости вспоминать начала мне. Я пыталась её успокоить и объяснить, что высказалась не в её сторону, а сказала в общем о людях. Но она продолжала говорить какие у меня мерзкие пирожки, какая мерзкая я.... очень обидно. Она ушла, а на душе тяжело. Может действительно я, что то не так сказала. Может была резка. Я совсем запуталась.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Абилева Ирина Жаскайратовна.
Здравствуйте, Юлия!
У вас есть недопонимание, почему мама так говорит и так себя ведет. Сейчас возможно более важно не понять «Кто прав», а поразмышлять, что же происходит в вашем диалоге.
Когда человек может чувствовать обиду? Когда его незаслуженно обижают или оскорбляют. Но бывает, что оскорблений нет, но человек, обижается. Это происходит, если он как-то по-своему интерпретирует действия или слова другого человека, воспринимая их не так, как ему говорят, а через какие-то свои болезненные воспоминания. В этом случае человек может обидеться, даже если его не обижали.
Чтобы понять обидели вы человека или нет, можно проанализировать диалог, какие слова произносятся и с какой интонацией. Есть ли что-то обидное в той или иной фразе, содержат ли они оскорбления, обидные выражения. Давайте разберем на примере вашего диалога.
«Я сказала, что жаль, что его давно нет и обязательно бы приготовила их для него». Эти ваши слова не содержат обвинений, оскорблений в адрес мамы.
«На, что она мне ответила, что не приготовила, а вот она бы обязательно их испекла ему». Здесь вы можете заметить, что мама размышляет о чем-то своем, и не делится с вами своими мыслями, даже после вашего вопроса - «На мой вопрос почему я не смогла внятного ответа не дала». То есть что-то подумала, но не сказала.
«к сожалению мы люди, часто осознаём значимость людей после того как их теряем и это очень плохо» - тоже нейтральная фраза, которая не содержит обидных слов и обвинений. Мы не можем знать, что подумала ваша мама, когда услышала ваши слова, и на что именно она обиделась. Но мы может увидеть ее действия, она стала использовать прямые оскорбления в ваш адрес - «Сказала, что я отвратительный человек, что у меня отвратительные пирожки», «какие у меня мерзкие пирожки, какая мерзкая я». И в результате вы слышите оскорбления в свой адрес и чувствуете обиду.
Еще один вопрос, который вы задаете себе «Может (я) была резка». Это вы тоже можете оценить, если ответите себе на вопрос, в чем именно выражалась ваша резкость? Было ли что-то в вашей интонации? Вы повышали голос? Или как-то еще проявляли резкость?
Если нет, то не вы являетесь причиной перемены настроения вашей мамы, а обида имеет какой-то ее внутренний источник.
Если вы научитесь таким образом анализировать что происходит в ваших с мамой диалогах, то сможете четко понимать, была ли ошибка с вашей стороны. Это нужно, чтобы не обвинять себя напрасно, и не чувствовать вину, там, где ее нет, и не пытаться найти в себе причину перемены в настроении вашей мамы.
И конечно, любую ошибку можно исправить, если продолжать строить диалог, пытаться разобраться в том, что непонято между вами. Когда мама успокоится вы можете поговорить с ней, и она может посмотреть на ситуацию под другим углом.
Юлия, желаю вам найти взаимопонимание с вашей мамой!
С уважением, Ирина Абилева.