Иногда складывается ощущение, что маме нужны только деньги от меня. Очень часто манипулирует.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые специалисты. Меня зовут Мария, и последние лет 7 мне стало очень сложно общаться с мамой. Начну с того, что папа практически не участвовал в моей жизни, мама часто рассказывала, какой он плохой, что он делал или сделал. У нас всегда не хватало денег, а мама ушла с работы, когда я пошла в школу. Я сама поступила в универ за 2000 км, на втором курсе начала сама зарабатывать, отправляла часто маме. Это для нее стало нормой, хотя у неё есть своя пенсия. Она живёт одна в окружении 15 котов. Ей не хватает денег постоянно, она не платит за коммуналку. Теперь все её коммунальные долги оплачиваю я, было и 60 тыс и 20 и 10. Суммы для меня немаленькие. Сейчас я лишилась работы и не могу даже так ей помогать. А у нее долги везде, даже в продуктовом магазине. Состоялся разговор, я не выдержала и сказала, что не хочу жить её жизнью в ущерб своей (я очень сильно мучаюсь чувством вины, что не могу ее обеспечить, что уехала, что не могу её перевезти так и туда, куда она хочет), что хочу помогать ей, но только тогда, хочу и могу. На что получила осуждение, что они такими с родителями не были и помогали, не считая денег, что мы больше не родня, раз я так себя веду. Ситуация осложняется еще и тем, что я живу с мужчиной, он меня с радостью обеспечивает в этот период безработицы, я ищу работу, но не какую попало, чтобы обеспечить маму, а ту, что мне будет нравиться. Но мама этого не понимает. Иногда складывается ощущение, что ей нужны только деньги от меня. Очень часто манипулирует. Сейчас я заплатила последние свои деньги за её долг по коммуналке. И больше я не могу. Это порочный круг. И мне из него не выбраться. Спасибо, что выслушали.
Автор вопроса: Мария Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Мария!
Когда дело касается родителей, это всегда сложно договориться прежде всего с самой собой. Поэтому тут же накрывает чувством вины, стыда, и т.п. Но, к сожалению, не редко родители, ещё не такие уж и старые садятся на голову своим детям и не чувствуют меры. Такое бывает и наоборот, когда дети все никак не встанут на ноги, и родители обеспечивают взрослых детей. Всякое бывает.
В вашем случае, вы будучи молодой девушкой, уже рано стали самостоятельной, и помогали маме. И получилось так, что раньше вы не осознали, что маме нужно было подсказать, что вообще то она мама.. Мария, пишу вам и понимаю, что ребёнок "У нас всегда не хватало денег, а мама ушла с работы, когда я пошла в школу.", тогда не мог ничего сделать, а встраивался в реальность. А повзрослев, взял эту ответственность на себя, как будто вы мама, а мама -ваша дочь. Произошла подмена ролей. Всё это, как вы понимаете, не осознавалось. И вот только сейчас вы осознали, что мама уже привыкла жить за ваш счёт.
Рекомендация. Не знаю, насколько ваша мама сейчас адекватно мыслит, не знаю её возраст, и её возможности. Мария, вы имеете право жить своей жизнью, и не помогать, если не хотите и не можете. Попробуйте не помогать некоторое время, и согласитесь, что вы больше не родня (это манипуляция). Так и скажите, что вы не работаете, и помогать не будете. Посмотрите, что будет, а дальше будете решать, как поступить.
Вы очень много сделали для мамы, но она не оценила, а принимала как должное! Единственное, если бы эта ситуация произошла раньше, вы бы быстрее дали понять маме, что вы оба взрослых человека, и нужно рассчитывать на себя! Если трудности у кого, конечно, помочь, но не обеспечивать вот так всю жизнь в ущерб себе..
Надеюсь, что когда вы это прочтете, у вас ослабнет чувство вины. Если нет, можно с этим поработать. Так как чувство коварное, оно съедает изнутри. Мария, вы не виноваты. Но это слова, а чувствовать вы можете по другому, так как чувству не прикажешь, его нужно пережить.
Желаю всего хорошего, если будет нужна помощь, обращайтесь!