Навязчивая злость и плохие мысли о маме.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Уже на протяжении длительного времени меня одолевает непонятная злость и такие же мысли, сопровождающие ее. В особенности это связано с мамой которая всегда была и есть первым и главным для меня человеком. Все мои проблемы знает только мама. Но почему такие мысли вообще возникают?
Раньше, ещё в подростковом возрасте у меня возникла навязчивая мысль, что я останусь одна и как жить без семьи. Я очень сильно этого боялась. И стала думать об этом каждый день, и жила как в тумане. После этого мне в голову пришла мысль (насколько я помню), что нельзя думать плохо о родных и именно после этого начали приходить ужасные мысли, пожелания, и злость. При этом, злость может возникнуть из-за любого повода, но в особенности она проецируется на маму.
Например, это происходит когда я разговариваю с мамой по телефону, у меня может возникнуть злость, что она меня не внимательно слушает, отвлекается на что-то. И сразу в голову лезут пожелания ужасные, так как возникла злость. Я не могу перебороть эту злость и мысли. Хотя осознаю, что это бред и это не повод злиться. Я очень сильно её люблю и боюсь потерять.
Автор вопроса: Марина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Наумкина Елена Александровна.
Марина, добрый день!
Ваше письмо очень короткое, поэтому я буду разбирать его моментами, где-то предполагать, а Вы тогда смотрите на сколько это будет Вам откликаться и анализируйте.
Чувствовать злость, обиду, гнев, ярость, как и любовь, радость, счастье – совершенно нормально. Это такие же чувства. А вот «застревание» в каком-либо из них - это повод задуматься и поискать первопричины.
«Уже на протяжении длительного времени меня одолевает непонятная злость и такие же мысли, сопровождающие ее» пишите Вы. Сразу возникают вопросы - злость на что, на кого? Только ли на маму? «Такие же» это какие мысли ее сопровождают? В каких именно ситуациях она (злость)возникает? А до этого какие у вас были чувства на схожие обстоятельства или людей? Что с того момента изменилось? Возможно что-то еще произошло, после чего Вы заметили, что это чувство стало приходить к Вам чаще и чаще. Разрешали ли Вам проявлять чувства с негативной окраской в детстве?
«…Связано с мамой, которая всегда была и есть первым и главным для меня человеком». Марина, если мама стоит у Вас на первом месте, то интересно было бы узнать кто какое место занимает далее. А так же какое по счету место Вы отводите себе? Почему?
Вы пишите «..ещё в подростковом возрасте у меня возникла навязчивая мысль, что я останусь одна и как жить без семьи. Я очень сильно этого боялась. И стала думать об этом каждый день, и жила как в тумане.». Вероятнее всего так проходил Ваш подростковый кризис. Когда мир делится на белое и черное, без полутонов. Когда изменения в теле, психике пугают. Говорили ли Вы кому-нибудь об этом? Если говорили, то какие действия были предприняты? Что именно Вас так пугало – «я останусь одна и как жить без семьи»? Были ли какие то предпосылки к этому? Почему Вы должны были остаться без поддержки близких?
«После этого мне в голову пришла мысль (насколько я помню), что нельзя думать плохо о родных и именно после этого начали приходить ужасные мысли, пожелания, и злость.» Откуда взялась мысль, что нельзя думать плохо? Кто так говорил?
Марина, злость просто необходима человеку для эмоционального и психологического отделения от родителей по мере взросления. Это одна из частей так называемой сепарации. Когда подросток формируется в независимую взрослую личность с его желаниями, личными границами, умением принимать и отстаивать свои решения и т.п. Злость нужна для формирования подлинного Я человека, потому что показывает Вам и окружающим Вас людям ваши неудовлетворенные потребности, проигнорированные желания, возникает, как протест против давления и как защита своих границ. И эту фазу важно пройти правильно, проживая и выражая свои чувства.
Что же происходит, если заблокировать (скрыть) эти чувства? Злость производится – и тут же вытесняется вглубь психики, снова производится – и снова вытесняется, и так бесконечно. Представляете – сколько этого взрывоопасного материала в Вас накопилось и продолжает копиться? Кроме того, на удержание таких чувств тратится огромное количество энергии! Не зная точно, когда все это может рвануть внутри вас. Зачастую после первых внезапных вспышек злости человек сам себя пугается, и решает еще больше усилить контроль за своими эмоциями. И, если ему это удается, то последствия могут выливаться либо через разрушение вашего тела – психосоматические заболевания, либо может проявиться как депрессия или другие расстройства.
Что же с этим делать?
Во первых, я бы Вам посоветовала пойти в работу с психологом. Он поможет Вам на личных сессиях найти первопричину злости, научит правильно ее проживать, поработает над самооценкой и не только.
Во вторых, дайте выход вашей злости экологичным способом. Например: можно поехать в лес, поле и т.п. место, где нет людей, и вдоволь покричать выплеснув всю накопившуюся злость и агрессию наружу. Можно пойти в спорт зал и выплеснуть все на борцовую грушу, или при тренировке в удобной для вас форме через физические упражнения. Делать это рекомендую постоянно, т.к. за один раз все залежи злости не истратятся.
В третьих, фиксируйте моменты, когда вы раздражаетесь. Что этому предшествует. Неприятности на работе/учебе, недосып, кто то наступил на ногу и тп. Позвольте себе чувствовать злость. От этого Вы не становитесь плохой.
Для освобождения злости могу предложить Вам одну из техник «Вулкан». Вам нужно представить свою злость в виде извергающегося вулкана до тех пор, пока вулкан не ослабнет и не потухнет. Делайте это максимально реалистично, проживая каждый момент.
Марина, найти лично ваши причины, изменить их, остановить избыточное производство злости - это уже глубокая и увлекательная работа по самопознанию и саморазвитию. И этот шаг хорошо было бы сделать в паре с профессиональным психологом. Часто мы сами не можем увидеть эти причины. Наши внутреннее сопротивление к изменению и психологические защиты закрывают их от нас.
С уважением,
Елена