Как разговаривать с мамой, которая впадает в состояние жертвы?

Вопрос психологу:
Моей маме 50 лет, тяжело переживает развод с отцом. Она воспитывает мою сестру (14 лет) - папа исправно платит алименты. Впервые мама одна разбирается с документами, вопросами жилья, и все это ей даётся через депрессию. У нее много проблем со здоровьем, работает, очень устает, не принимает помощи. Ей все время кажется, что против нее все сговорились, какое то время не выходила на улицу, воспринимает разговоры с родственниками в штыки. Не видит смысла в жизни, говорит что все для нее предопределено, всегда готовится к худшему. По малейшему поводу играет роль "жертвы", катострофизирует. Пугает нас с сестрой тем, что уйдет в монастырь и мы никогда ее не увидим или что наглотается таблеток.
Зачастила в церковь и к гадалке - мол, после них ей лучше. К психологу идти не хочет (даже если я его оплачивать буду), пила только антидепрессанты.
Были серьезные срывы с попыткой самоповреждения, вызовом скорой, хотя после развода уже прошло 4 года.
В начале развода я ей помогала справиться, слушала ее, поддерживала что "папа плохой раз ушел" и ТД, переживала с ней каждый разговор, была ей психологом/подружкой/жилеткой, но через полгода такой поддержки у меня самой стали вылезать болячки. Потом я вышла замуж, родила ребенка и оставила попытки бороться с маминой философией, что "жизнь дана для страданий". Очень тяжело от каждого разговора с ней, стараюсь вернуться к безусловной любви от дочки к маме, но не выходит. Вижу в ней беспомощного ребенка, который долго не может решить что делать. Хочу поменять к этому отношение, но не знаю как.
Автор вопроса: Мария Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Алещенко Елена Анатольевна.
Здравствуйте, Мария!
«По малейшему поводу играет роль "жертвы", катострофизирует. Пугает нас с сестрой тем, что уйдет в монастырь и мы никогда ее не увидим или что наглотается таблеток», - Что вы чувствуете когда ваша мама ведет себя подобным образом?
«В начале развода я ей помогала справиться, слушала ее, поддерживала что "папа плохой раз ушел" и ТД, переживала с ней каждый разговор, была ей психологом/подружкой/жилеткой, но через полгода такой поддержки у меня самой стали вылезать болячки», - Вы поменялись с мамой ролями, где мама стала ребёнком, а вы как родитель стали о ней заботиться?
Вы её ребенок, она ваша мама, и это иерархия в семейной системе.
Когда ребёнок принимает решение стать родителем для своего родителя, он начинает вкладывать в эти отношения, имея ограниченные возможности, так как ребенок не может нести ответственность за своего родителя.
В зоне вашей ответственности давать маме столько общения и внимания, сколько вы можете и готовы дать, давать. И самостоятельно следить за своими границами, очерчивать их, отстаивать при необходимости.
Вам не обязательно совсем отказаться от общения с мамой, но вы можете обозначить правила, при соблюдении которых вы согласны общаться. Это могут быть и временные границы, и темы, на которые хотите разговаривать, и характер общения.
Ваш посыл должен быть примерно такой: да, мама я тебя люблю, и хочу с тобой общаться, но только когда ты общаешься со мной вот так и так. Если ты начинаешь переходить эти границы и нарушать правила, я оставляю за собой правило выйти из общения (положить трубку, закрыть дверь, выйти из квартиры).
Снимите с себя ответственность за одиночество мамы и её состояние. Это её выбор, как организовать свою жизнь и как заботиться о своём здоровье. Она ответственна за это. А сейчас она занимает детскую позицию, перекладывая эту ответственность на вас. Но это она ваша мама, а не вы её. Это вы для неё ребенок, а она взрослый человек. Взрослый человек в состоянии сам позаботиться о себе, о своих переживаниях и нервах. Да, конечно, ей удобнее когда это делаете за неё вы, но вы не обязаны поддерживать её инфантилизм в этом.
А дальше, как я уже писала выше, обозначьте условия на которых вы готовы продолжать общаться.
С большей вероятностью, если вы чётко всё сделаете и обозначите свои правила, ваша мама повозмущается, а потом поймет, что вас не продавить и будет вынуждена принять ваши условия и играть по вашим правилам.
Вряд ли она решится на разрыв отношений, если вы не будете играть в манипуляции с ней.
А вам нужно иметь внутреннюю уверенность и готовность отказаться от общения, если она не принимает ваши правила конструктивного общения. Она это тоже будет чувствовать и очень скоро поймёт, что с вами по-другому нельзя.
Вы имеете право выходить из общения каждый раз когда кто-то нарушает границы и делает вам неприятно и не хочет слышать ваших просьб.
За мамой бегать и успокаивать не стоит. Она уже взрослая и должна сама решать конфликты, а не убегать.
Говорите ей: мама, я тебя конечно люблю, но мне не приятно это слышать, поговорим позже. И кладите трубку.
Дальше она может конечно обижаться в надежде, что вы испугаетесь этой манипуляции и сделаете так как ей нужно. Но вы знаете, что это манипуляции и не обращайте внимания. Если вы каждый раз не будете давать реакцию на её обиду, рано или поздно, она смирится с тем, что это не работает, и ей придётся искать способы общения с вами.
На самом деле у людей с комплексом жертвы присутствует бессознательное желание доминировать и вызывая к себе жалость, они подчиняют своей воле других людей, вызывая в них вину.
Рада была помочь. Если нужна моя помощь, обращайтесь. Информация о получении индивидуальной консультации размещена в личном кабинете на этом сайте.
С уважением, Алещенко Елена Анатольевна