Невнимание от взрослого сына. Личных встреч избегает, плачу, когда дома одна. Не знаю, что делать.

Вопрос психологу:
У меня два взрослых сына, которых я растила одна. Живу сейчас одна, у детей свои семьи. Старший более 15 лет живёт с семьёй. По характеру - интроверт. Может выслушать, но разговоры об отношениях - не для него. Помогает, приезжает пообщаться, но - редко.
Младший до 30 лет жил со мной, хотя женщины были. Отношения с ним душевнее(были), так как он похож на меня по характеру и интересам. Сейчас более полутора лет живёт со своей семьёй и практически прекратил со мной общаться. Я многого не прошу, говорила ему: Хоть бы иногда заходил или позвонил. -Говорила, что чувствую себя одиноко. С женой младшего отношения не близкие, но ровные. Дочка жены(падчерица сына) любит меня. Нам с ней интересно. Но её попросту ко мне не приводят. Физически я не крепкая. Но погулять с ребёнком могла бы.
Очень редко прошу младшего покормить кошку, когда уезжаю. Делает, но личных встреч, мне кажется, просто избегает. Он врач, я не пристаю к нему за советами. Так что почему он избегает общения, не понимаю.
Но ничего не меняется. Плачу, когда дома одна. Не знаю, что делать.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 65

На вопрос отвечает психолог Андреева Александра Германовна.
Здравствуйте, Ирина!
Благодарю за Ваше письмо.
"Плачу, когда дома одна. Не знаю, что делать", - написали Вы, рассказывая об отношениях, которые сложились за текущие полтора года у Вас с младшим сыном, и я почувствовала много боли, тревоги и горечи в Ваших словах, Ирина.
Должно быть, нелегко переносить такое одиночество, когда оно становится практически нестерпимым.
Я искренне сочувствую Вам и поддерживаю Вас в этой эмоционально трудной жизненной ситуации.
Давайте подумаем, чем бы я могла Вам помочь сегодня, Ирина.
Ваши переживания, такие глубокие и сильные, понятны и естественны, ведь отпускать своих взрослых детей непросто.
Если пойти чуть дальше, то можно подумать о том, что, раз дети уже взрослые, то родители, соответственно, старые, а это значит, что бОльшая часть их жизни уже прожита.
Здесь возникает множество вопросов, среди которых:
- правильно ли, с точки зрения самого человека, прожита его жизнь вплоть до настоящего момента?
- как прожита жизнь вплоть до настоящего момента : для себя или для других?
- какие из возможностей в жизни человека были реализованы, а какие - нет?
- сам ли человек их не реализовал (например, не хватило смелости) или у него не было возможности сделать это под давлением внешних обстоятельств?
Поиск ответов на эти и другие вопросы может быть весьма непростым, и это естественно, ведь требуется большая смелость,чтобы ответить себе на них честно.
Иногда ответов на такие непростые вопросы может не быть, и это тоже нормально.
Всегда можно найти их - самостоятельно или с поддержкой психолога, если будет нужно.
Ирина, то cостoяние,которое Вы описываете, в психологии называют "синдромом опустевшего гнезда". Через него проходят все родители, чьи выросшие дети покидают родительский дом и начинают жить самостоятельно.
Это время поиска и обретения новых смыслов, перестраивания привычного уклада жизни как родителей, так и их детей.
Хорошая новость в том, что "синдром опустевшего гнезда" относится к нормативным кризисам в жизни человека.
Это значит, что большинство людей, у которых есть взрослые дети,  проходят через эту ситуацию  приблизительно в один и тот же период жизни, и проходят успешно.
Здесь  можно опереться на опыт других людей, "переработав" его под себя.
Найти единомышленников, которые поделятся своими жизненными историями и поддержать Вас, можно, например, на тематических форумах.
Ирина, предположу, что со старшим сыном "cиндром опустевшего гнезда" протекал у Вас мягче, потому что с Вами оставался младший сын и было постоянное  общение с ним.
Что ещё можно сделать, чтобы Вы почувствовали себя лучше и хоть немного облегчили боль эмоциональных переживаний?
О том, чтобы расширить круг общения,  я написала чуть выше, здесь же  выскажусь о пользе новых хобби.
Занятия для души делают жизнь человека ярче и интереснее, с их помощью появляются новые темы для общения.
Подумайте, пожалуйста, чем бы Вы  хотели заниматься для удовольствия, если бы заниматься можно было чем угодно, Ирина.
Также, возможно, следует чуть конкретнее формулировать свои просьбы, например,
"Я бы хотела побыть с дочкой невестки и погулять с ней. Ближайшее время, когда я могу это сделать, - завтра с двенадцати до трёх. Удобно ли будет, если я приеду?", "Как насчет встретиться у меня на обед в это воскресенье с двух часов?" и так далее.
С помощью конкретных вопросов  Вы предлагаете чёткие временные рамки, и сами вопросы не остаются "повисшими в воздухе", а становятся "мостиком" к дальнейшему диалогу.
Вдруг именно такого "мостика" Вам и не хватало в общении с младшим сыном и его  семьёй?
Ирина, пожалуйста, помните, что привыкание к любым жизненным изменениям всегда требует времени. Дайте себе столько времени, сколько нужно именно Вам, и, если получится, постарайтесь взглянуть на ситуацию как бы со стороны, как если бы Вы смотрели спектакль в театре.
Мои размышления не являются истиной в последней инстанции, но я надеюсь, что они будут Вам полезны и позволят увидеть происходящее под другим углом.
Сейчас Вы переживаете невероятно трудный период в жизни, но, как и любой период, этот имеет начало и конец.
Я желаю Вам стойкости, терпения и радости в каждом дне.
Если Вам нужен будет взгляд психолога, я буду рада видеть Вас среди своих клиентов, Ирина.
Также я была бы благодарна за обратную связь от Вас: чем я помогла Вам, какие мысли пробудила своим письмом, остались ли у Вас какие -то вопросы.
Если хотите, Вы можете оставить отзыв о моей консультации.
Я  буду Вам благодарна.
Пожалуйста, берегите себя, Ирина.
С уважением, Александра Aндреева, практический, детский и семейный психолог, коуч , МАК - консультант, логопед