Как принять родителей, их поведение, характер, чтобы двигаться дальше и развиваться как полноценная личность?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мой папа жесткий и холодный человек. Я его почти не вижу, только по выходным (так как студентка и приезжаю на выходные к родителям), а до вуза видела только по вечерам, когда с работы приходил. Он обеспечивает меня с сестрой, покупает одежду, но только раз в сезон, чаще просить его мне стыдно. Однако я не чувствую эмоциональной близости с ним. Мы такие разные. Когда он рядом я чувствую себя как на минном поле. Он с детства осуждал меня за то, что я «теряюсь», когда он просит что-то. Повышение тона с его стороны доводит меня до слёз и истерик. Я морально истощена его грубостью. Он такой и к сестре, но более снисходителен к ней, так как она умеет показать характер, а стоит мне поспорить, так сразу ловлю шквал грубостей, что я очень упрямая. Я отношусь к противоположному полу следующим образом: считаю будто никто на меня не посмотрит, а если и посмотрят, то только недостойные меня (как бы высокомерно это ни звучало). Мне очень тяжело доверять. В обществе я чувствую себя лишней, будто я с дефектами и плохо проявляю эмпатию, хотя с другой стороны замечаю в себе, что могу давать советы, как посторонний наблюдатель, люблю детей. Однако стоит мне понять, что меня слушают, я сразу так раскрываюсь, такая активная становлюсь, смешная. Будто двуличие во мне и тысячу масок. Я так устала от этого. У меня нет подруг близких в коллективе. Они будто меня обходят и я им недостаточно интересна. А те с кем я все же имею контакт они странные и не «мои».
Про маму скажу следующее: она заботливая, но скорее как второй мужчина в семье. Не красится часто, собирает хвостик, одевается чтобы удобно и не заморачиваться. Будто гиперопекает меня. Меня это душит, но я понимаю, что ей не хватает внимания (родители у неё рано умерли, ей было 22; с одноклассниками не дружила, её обзывали) и она хочет его у нас с сестрой выпросить детским поведением, по типу смеется со всего, какие то слова «милые» говорит (тяжело объяснить) и эту её детскость я иногда и в себе замечаю, за что я её и себя осуждаю за неё. Также мама любит осуждать других людей, по улице идём она может сказать «смотри какие волосы странные». Мне стыдно бывает за это, поэтому я очень редко с ней гуляю. Она обижается на это, но я не могу себя побороть. С переездом в отдельную квартиру, я думала мои отношения с родителями гораздо улучшатся (расстояние заставит сильно скучать и тд), но это не совсем так. Я будто вижу в них «врагов», а не близких людей. Я очень хочу понять и принять их, чтобы не винить их во всех своих бедах, но что-то туго. Моя самооценка ниже плинтуса и отношения со сверстниками тоже так себе. Я устала от такой жизни, хочу красок, но везде ищу подвох и несчастья. Хочу отношений, но мне кажется с моими заскоками мне их не осилить. Поэтому и задалась вопросом пол года назад, как же принять родителей и жить в полную ногу…
Автор вопроса: Анна Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Селезнева Анна Александровна.
Здравствуйте, Анна.
У многих из нас есть обиды на своих родителей, и мы по-прежнему пытаемся что-то им доказать. Но надо понимать, что родители – это обычные люди, которые дали нам любви столько, сколько смогли и они не совершенны. Родителей просто необходимо принять и это нужно в первую очередь Вам, чтобы получить возможность жить в мире с самим собой.
Если вы хотите вырваться из замкнутого круга обвинений и обид, жалости к себе, избавиться от состояния жертвы, то над всем этим обязательно нужно работать, чтобы последствия детских психических травм не отравляли вам жизнь.
Начать надо с того, чтобы попытаться принять родителей со всем их багажом неприятных поступков или отношений.
Нормально злиться и обижаться на то, что с вами поступили плохо. Подавлять эти чувства нет смысла, вы только загоните их глубже и получите букет проблем со здоровьем.
Простить родителей – сложно. Эти обиды с нами всю нашу жизнь, они стали частью нашей личности. И даже если мы примем решение простить – все в нас будет сопротивляться. Поможет только целенаправленная, постепенная самостоятельная работа или с психологом, главное, чтобы она шла. Один из методов проживать обиды – это письма обиды.
Возможно, вам поможет понимание причин того, почему они так поступали. В подавляющем большинстве случаев то, как родители ведут себя с детьми – это НЕ их сознательное решение. Осознанное родительство – вообще редкость, а еще большей редкостью оно было раньше. Как правило, люди просто адаптируются к миру так, как умеют. И если они плохо обращаются со своими детьми, значит, что у них есть огромное количество нерешенных внутренних проблем, душевной боли, которые заставляют их вести себя именно так. Чтобы выжить с ними хоть как-то, им приходилось быть такими.
Не стоит ждать от родителей, что они изменятся, раскаются и признают себя неправыми. Нужно просто понять, что ваша мама и папа такие, как они есть. Других у Вас не будет! Только тогда Ваша судьба изменится, после этого принятия!
Родители даны нам свыше, поэтому попробуйте поблагодарить судьбу за своих родителей, принять их такими, как они есть и отпустить детские обиды.
Есть три пути выхода из детских травм:
• остаться в позиции жертвы и обвинить во всем происходящем родителей;
• найти выгоды в том, как родители повлияли на ваше будущее;
• принять ответственность за свою жизнь и преодолеть страх изменений
Самый эффективный это принятие ответственности за свою жизнь, и чтобы не сбиться с маршрута надо пройти три обязательных шага:
Шаг 1. Осознать проблему. Сделайте глубокий вдох и признайте: да, у вас были определенные обстоятельства в детстве, и они повлияли на то, кем вы стали. Но детство прошло. Пока вы пребываете в нем хотя бы краешком сознания, вы упускаете возможность построить ту жизнь, которую хотите. Пора почувствовать себя по-настоящему взрослым.
Шаг 2. Понять, чего вы хотите. Подумайте, как бы выглядела ваша идеальная жизнь. Где бы вы находились? Что бы вас радовало и вдохновляло? Кем бы вы работали? Кого вы видите рядом с собой? Какой вы? Что для вас важно и почему? Когда вы ответите себе на эти вопросы, картина станет яснее.
Шаг 3. Составить план действий. Определите, как можно получить желаемое. Что вы можете сделать уже сейчас? На что потребуется время и сколько? Возможно, надо получить дополнительные навыки, образование или предпринять какие-то смелые шаги.
По поводу Вашей самооценки: Вам необходимо принять и полюбить себя такую, какая вы есть, только тогда начнет появляться уверенность в себе. Вот здесь необходимо прокачать свою самооценку, поверить в свои силы и возможности.
Предоставляю вам несколько советов, чтобы полюбить себя:
1. Примите себя такой какая вы есть. Нет идеальных людей и все без исключения не могут нас любить;
2. Исключите из своего окружения токсичных людей;
3. Ведите журнал/дневник своих достижений и успехов и не забывайте себя за это вознаграждать;
4. Введите в свою жизнь спорт, правильное питание и здоровый сон – обязательно;
5. Не сравнивайте себя с другими, ведь каждый человек уникален и особенен;
6. Научитесь говорить НЕТ и принимать отказы;
7. Приведите свою квартиру в порядок (в помощь моя статья «Бардак в доме-бардак в жизни»);
8. Занимайтесь своим саморазвитием, читайте книги;
9. Перестаньте жить прошлым, оно больше не вернется. Наслаждайтесь своей жизнью сейчас и сегодня;
10. Не вините себя за ошибки, все ошибаются;
11. Простите свои недостатки и полюбите свои достоинства;
12. Примите свои страхи и преодолейте их;
13. Научитесь отдыхать, не испытывая за это вины
Также необходимо проанализировать свое окружение на токсичность. Токсичных людей необходимо просто исключить из своей жизни, либо свести к минимуму общение с ними. Рекомендую Вам составить список таких людей и проанализировать его. Да и не удивляйтесь в этом списке могут быть и самые близкие люди в нашей жизни. Если жизнь все-таки вас сводит к общению с такими людьми, то необходимо выстроить и сохранять свои границы; не реагировать на их провокации; не участвовать в их сплетнях; просто проявите к ним эмпатию и посочувствуйте им, т.к. такие люди страдают низким уровнем развития и низкой самооценкой.
Развивайте в себе самоуверенность и развивайте в себе новое мышление. Чтобы от Вас исходила такая уверенность в себе, чтобы токсичные люди боялись бы к Вам близко даже подходить!!!
Любите себя и цените себя. Сохраняйте позитивный настрой, работайте над лучшей версией себя. Работа над собой должна быть в нашей жизни постоянна.
Вам помощь мои статьи " Как обрести в себе уверенность и полюбить себя и "Как обрести новое мышление и преодолеть кризис".
Также из личного опыта рекомендую прочитать:
Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя»;
Кэрол С.Дуэк «Гибкое сознание»;
Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект» ;
Брайан Трейси «Измени свое мышление — и ты изменишь свою жизнь»
Касательно моих статей, то можете мне написать личное сообщение, я Вам скину на них ссылку.
Анна, при необходимости получения более глубокой консультации, Вы можете обратиться ко мне через мессенджер или электронную почту. Все мои данные в моей анкете.
Надеюсь, мой ответ будет Вам полезен.
С уважением, Анна.