Моя мама взращивает во мне чувство вины и ревнует к мужу.

Вопрос психологу:
Моя мама очень специфический человек. Оно взрастила во мне огромное чувство вины по любому даже мелкому поводу:
- иду с мужем гулять (ага идешь с ним, а не со мной)
- Еду в отпуск (едешь с ним, а не со мной. Хотя ей предлагаю, но она отказывается. Ехать совместно вообще не вариант. Я буду, как между двух огней. Она постоянно его обсуждает и говорит, что он то такой, то сякой, поливает его грязью. )
- У вас там любовь такая (ей лучше, когда я ссорюсь с мужем. Даже доходило до того, что я специально говорила, что с ним в ссоре.)
- Муж что-то купил вкусное (денег куры не клюют, жируете, а я на пенсию не могу такое позволить. Всегда всегда зовем ее к столу, угощаем, делим поровну. В ответ слышим- Не надо меня угощать, с пренебрежением. Что потом не хочется в следующий раз и предлагать.)
- Подарили подарки ей (забирайте свой телефон, верните мой старый). Все всегда хотят угодить ей, да бы избежать этих взглядов и настроений.
У нее прям тотальная ревность к моему мужу. У него есть тоже свои косяки, но она явно перегибает. При чем он уже привык и знает, что я выберу маму, а не его, но при этом уважительно к этому относится. Дошло уже и до такого. Я понимаю, что это не нормально.
Живем мы вместе все. Так как ранее складывались такие обстоятельства. Сейчас в целом можем уйти на квартиру, но я боюсь ее реакции. Она постоянно подогревает это тем, что я от тоски загнусь, все с мужьями, а я одна. Я сойду с ума и т.д. Я даже боюсь представить, что с ней будет, если я скажу, что мы переезжаем. Да я и понимаю, она осталась одна без папы и панически боится одиночества. А Если я уезжаю куда-то - это истерика. Она ходит не в настроении, копается в мелочах, поддевает издевками, нервничает и т.д. На выходных, если я куда-то иду без нее - у нее обиды при чем она это не высказывает, а я чувствую это в ее действиях, настроении. От этого у меня на душе кошки скребут, я побыстрее хочу вернуться домой, чтоб ей угодить. Если где-то мы с мужем, я ей несознательно отчитываюсь, когда мы будем, почему задерживаемся. Иногда она может закатывать - почему он сам без тебя не идет куда-то… ну в таком духе, я вынуждена врать (я ей вру сознательно чтоб она не обижалась), что по какой-то причине он не может этого сделать…я ей максимально уделяю внимание, вместе гуляем, везде вместе. Нельзя сказать, что она одна.
Не понимаю, как мне разорвать этот круг, стать свободной и делать то, что мне комфортно. Как перестать переживать, что если я выбираю мужа и иду с ним на прогулку, то не нужно беспокоиться и торопиться домой, потому что мама так сказала.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Ульянова Любовь Владимировна.
Здравствуйте, Юлия. Спасибо за вопрос. Чувствуется, что эта тема Вас волнует. Вы подробно и понятно описали ситуацию взаимоотношений с мамой.
Вы пишите: «Не понимаю, как мне разорвать этот круг, стать свободной и делать то, что мне комфортно". Судя по тому, что Вы описываете в своем вопросе, речь идет об отсутствии сепарации с мамой.
В психологии сепарация – это процесс отделения ребенка от родителей и физический и психологический. Каждому возрасту соответствует свой этап сепарации. Но в целом, к 18-20 годам ребенок должен пройти путь от полной зависимости от мамы до способности обеспечивать свое существование и распоряжаться своей судьбой. С каждым годом расширяется зона самостоятельности и ответственности ребенка, принимается все больше самостоятельных решений. Ребенок, подросток, молодой человек (девушка) сталкивается с последствиями своих решений, проходит кризисы, приобретает опыт, становится все более и более независимым. Если у человека есть дом, работа, семья и при этом не может ни в чем отказать родителям из-за чувства вины – значит, нет сепарации. И также, если человек полностью вычеркивает родителей из своей жизни, не общаясь с ними, но в душе переживает обиды, чувствует претензии к родителям - в этом случае также процесс сепарации не произошел. Сепарация – это двусторонний процесс, в котором участвуют и дети и родители. Задача родителей – отпустить, задача детей – отделиться.
Приведу Вам примеры из Вашего письма. Признаки отсутствия сепарации:
1. Мама дает советы, как вести себя, как общаться с другими людьми (с родными в том числе) о которых Вы не просили. Вот пример из Вашего письма: «Она постоянно его обсуждает и говорит, что он то такой, то сякой, поливает его грязью.) Если где-то мы с мужем, я ей несознательно отчитываюсь, когда мы будем, почему задерживаемся. Иногда она может закатывать - почему он сам без тебя не идет куда-то…»
2. Мама требует, чтобы Вы принимали активное участие в ее жизни, при этом, на сколько я поняла из Вашего письма, она здорова, жизнеспособна и дееспособна. Также привожу примеры из Вашего вопроса, Вы пишите: «…(ага идешь с ним, а не со мной),… Еду в отпуск едешь с ним, а не со мной. Муж что-то купил вкусное (денег куры не клюют, жируете, а я на пенсию не могу такое позволить). Она постоянно подогревает это тем, что я от тоски загнусь, все с мужьями, а я одна. На выходных, если я куда-то иду без нее - у нее обиды».
3. Вы что-то делаете для мамы в ущерб себе и своей жизни. Вы пишите: «Даже доходило до того, что я специально говорила, что с ним в ссоре. При чем он уже привык и знает, что я выберу маму, а не его… Сейчас в целом можем уйти на квартиру, но я боюсь ее реакции. Я даже боюсь представить, что с ней будет, если я скажу, что мы переезжаем».
4. При общении с мамой можете испытывать чувство вины, когда приходится отказать в помощи, в просьбах. Вы пишите: «От этого у меня на душе кошки скребут, я побыстрее хочу вернуться домой, чтоб ей угодить… , я вынуждена врать (я ей вру сознательно, чтоб она не обижалась), что по какой-то причине он не может этого сделать…я ей максимально уделяю внимание, вместе гуляем, везде вместе».
5. Не живете той жизнью, которой хотите, а стараетесь соответствовать ожиданиям мамы. Вы пишите: «…перестать переживать, что я выбираю мужа и иду с ним на прогулку, то не нужно беспокоиться и торопиться домой, потому что мама так сказала».
Сепарация необходима для того, чтобы человек мог жить своей жизнью (быть хозяином своей жизни), принимать свои решения, получать свой опыт, уметь выстраивать с людьми здоровые конструктивные отношения (знать свои личные границы). Пройти процесс индивидуации, познавая и открывая новые смыслы жизни, познавая себя, людей, окружающий мир. Это делает жизнь человека наполненной, вкусной, интересной. В таком случае раскрывается потенциал человека, его таланты, происходит реализация в социуме, в семье. Завершенная сепарация подразумевает:
Функциональную составляющую – обеспечить свое существование.
Ценностную составляющую – иметь собственную картину мира.
Эмоциональную составляющую - принимать решения исходя из своих желаний. Свобода поведения и принятия решений.
Конфликтную составляющую – не испытывать чувство вины и отстаивать свою точку зрения в случае несогласия с родителями (другими значимыми фигурами). Другие значимые фигуры – это начальники, муж, дети, друзья.
Иначе (когда сепарация не пройдена), человек живет с оглядкой на своих родителей, и как говорят, человек живет не свою жизнь, а мама проживает жизнь за ребенка.
Ярким маркером не пройденной сепарации является чувство вины. Оно настолько сильно, что человеку проще согласиться с мамой (либо с другой значимой фигурой), нежели снова и снова сталкиваться с виной, которая появляется каждый раз, когда мама (другой значимый) чем-то недовольна. И Вы верно отметили, что «Она взрастила во мне огромное чувство вины…» Это чувство первыми взращивают в детях родители, чтобы можно было ими проще управлять и манипулировать в деструктивных случаях. Ярким маркером, что Вами манипулируют во взрослой жизни в общение с любым человеком, является чувство вины. Поразмышляйте, в каких ситуациях и с кем кроме мамы, Вы чувствуете вину. Вы можете увидеть тенденцию.
Непройденная сепарация ведет к тому, что человек живет в созависимых отношениях. Это когда на первом месте чувства, состояния другого значимого человека (мамы, мужа), а свои собственные на последнем месте. Это как Вы пишите, Вам сложно радоваться и расслабиться с мужем, если мама недовольна (отсутствие сепарации = созависимость).
Вы спрашиваете: «Не понимаю, как мне разорвать этот круг, стать свободной и делать то, что мне комфортно». В вашем вопросе есть бессознательное желание «разорвать», и это о сепарации. Лучше взять сессии с психологом, самостоятельно дольше и сложнее.
Вы имеете полное право жить, гулять, отдыхать со своим мужем и не переживать, что мама одна в том или ином смысле.
Она – взрослый человек, она Ваша мама – и здесь необходимо занять свое место в иерархии семьи. Она старшая, Вы младшая. Она может справиться со сложностями, уроками своей жизни. Здесь помогает проявить уважение к жизненному опыту мамы не сточки зрения жалости (порою это больше похоже на чувство превосходства, что человек более слабый), а с точки зрения доверия к ней, как взрослому человеку и повторюсь уважения к ее личному опыту.
Необходимо жить в своей квартире, отдельно от мамы. И да, Вам придется встретиться с поглощающим чувством вины, страха, возможно агрессии. Без агрессии сепарация невозможна. И лучше эту гамму чувств проживать в тандеме со специалистом. Это путь. Сепарация, в определенных ее гранях продолжается всю жизнь. Сепарация – это про изменения, расставания, трансформации. А они сопровождают человека на протяжении всей жизни.
Рекомендую к прочтению книги, которые раскрывают психологические процессы, происходящие в семьях, где сепарация либо не пройдена, либо не завершена на определенном этапе:
«Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» Линдси К. Гибсон.
«Уйти, чтобы вырасти» Юлия Пирумова.
Эти книги помогут Вам осознать происходящие процессы, а это важный шаг навстречу собственной жизни.
Желаю Вам успехов.