Мама не может адекватно отреагировать, если я собираюсь допоздна задержаться.

Вопрос психологу:
У меня проблемы с мамой. Часто злится из-за того, что я могу уйти гулять, а мне 24 и я хочу отдыхать отдельно от семьи. Даже к парню на новый год отпустила со скандалом. Не может адекватно отреагировать, если я соберусь до поздно задержаться. Постоянный контроль во всем. Многие проблемы на меня скидывает. Я не знаю как ей объяснить, что у меня тоже есть личная жизнь и что иногда я хочу проводить не только дома просто. У меня есть ещё 3 сестры, но две уже замуж вышли, а третья с нами живёт и тоже поддакивает маме, что мол я должна дома сидеть. А я даже когда задерживаюсь на работе, то она начинает повышать на меня голос.
Не можем понять друг друга и услышать. Я даже боюсь представить, что будет, если мне парень предложит переехать ко мне. А еще когда мама выпьет, то очень часто говорит мне довольно неприятные вещи про меня и моего парня. Может обидеть и не заметить, а извиниться должна я. Я уже пыталась поставить свои чувства выше, но ничего хорошего не вышло. Мама просто не разговаривает со мной.
Автор вопроса: Каролина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Салеева Татьяна Васильевна.
Здравствуйте, Каролина!
Когда дети вырастают, родителям трудно принять, что этот процесс необратим. Родители еще продолжают обращаться со взрослыми детьми как с маленькими чадами: опекают, контролируют, направляют. Конечно, так они проявляют любовь и заботу. Только та забота, которая была целесообразна с маленький девочкой или девушкой-подростком, уже является обузой и фактором, тормозящим развитие взрослой молодой женщины.
Этот процесс ослабления родительской хватки и отпускание повзрослевшего ребенка в самостоятельное плавание является зачастую проблематичным и болезненным. Как для родителей, так и для самих детей. К слову этот процесс носит название «сепарация». Сепарация, значит отделение.
В каком возрасте должно произойти отделение выросших детей от родителей? Однозначного ответа нет. Кто-то проходит сепарацию в 16 лет. Например, парень поступил в училище в другом городе. Уехал, живет в общежитии. Самостоятельно справляется с бытовыми вопросами и сам несет ответственность за учебу, поиск места работы, за круг друзей и пр.
Кто-то смог отделиться, только когда построил отношения и создал свою собственную семью. Например, родители, выдав дочь замуж, пережили сепарацию и переложили ответственность за свою девочку на ее мужа.
А кто-то и в 40 лет продолжает жить с мамой, так и не пройдя этого заветного процесса инициации собственной взрослой жизни.
Так что здесь нет жестких правил. Но считается, что если подросший молодой человек или девушка в состоянии взять ответственность за себя, за свое будущее, за свои поступки, за свой выбор, то пришло время отделяться от родителей и освободить их от этой нагрузки.
Так что, если Вы, Каролина, осознаете себя взрослой, то мягко, но уверенно и настойчиво поясните маме, что Вы уже выросли и сами решаете, как именно поступать в том или ином случае. Если Вы готовы к самостоятельной жизни – съезжайте от мамы и начинайте собственную настоящую взрослую жизнь. Но, как Вы понимаете, новые права влекут новые обязанности.
Примите, что маме трудно и страшно Вас отпускать, но будьте готовы на деле доказать маме, что ей незачем волноваться и Вы справитесь.
Подготовьте ее к теме переезда. Озвучьте свои планы, обсудите, спросите ее совета. Пусть она понимает, что ее мнение по-прежнему для Вас важно. И при этом напомните ей, что Вы совершеннолетняя. Возможно есть смысл вспомнить в каком возрасте мама стала жить отдельно от своих родителей.
Первое время рассказывайте ей как Вы справляетесь с новой жизнью. Я уверена, что если мама будет за Вас спокойна, ей будет легче отпустить Вас.
Уважительно, но решительно озвучьте маме, что считаете себя взрослой. Но, как Вы понимаете, этот разговор имеет смысл, если Вы действительно так считаете.
Через время мама примет ситуацию и не будет так болезненно реагировать.
Отнеситесь к маминым чувствам и маминым страхам бережно. Ведь когда-то и Вам предстоит пройти сепарацию с Вашими будущими детьми. И только тогда Вы поймете, что испытывают родители в таких случаях.
В заключении приведу хорошую мотивирующую цитату: «Корабли строят для того, чтобы они отправлялись в плавание в море, а не для того, чтобы они провели всю жизнь в порту».
Желаю Вам мудрости, терпения и решительности!