Что если, отец алкоголик и абьюзер. Не хочу с ним общаться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, хотел бы получить квалифицированный ответ с точки зрения психологии на следующий вопрос: Мне 32 года, у самого есть семья, жена и сын 2 года. Живём в достатке, отношения в семье нормальные, здоровые, где каждый имеет право на свою точку зрения, имеет право выговориться и быть услышанным. Я военнослужащий, человек с боевым опытом ранением и несколькими контузиями, занимаю командную должность в звании гвардии майора, спиртное не употребляю вообще уже очень много лет, про наркотики и речи быть не может. НО, в семье где я рос вместе со старшей сестрой, мой отец, всю мою сознательную жизнь был алкоголиком и абьюзером. Ни один праздник в нашей семье не проходил мирно и спокойно, всегда он напивался и устраивал скандалы, иногда бил мать, выгонял нас из дома, говорил самые отвратительные и мерзкие слова, которые мог бы говорить родной человек. Сам из себя, мой отец не представляет ровным счётом абсолютно ни чего! Всю свою жизнь, он работал на временных работах, в основном низкооплачиваемых и часто до первой зарплаты, а потом уходил в запой и за невыход на работу увольнялся по статье. Жили мы в доме которые построили его мать и отец (мои ныне покойные дедушка и бабушка). Мой отец ни чего за свою жизнь не построил, не скопил и не приобрел. Нас с сестрой, да и его самого всегда тянула мать, которая работала и дай Бог ей здоровья работает по сей день простым учителем в районной школе. Близких родственников у нее не стало ещё очень давно, до моего рождения и по факту она была сирота, чем отец благополучно и пользовался. Он очень завистлив, он двуличен, он не может искренне радоваться нашим успехам и достижениям. Ему впринципе то плевать на внука, он вполне спокойно не приехал на его выписку из роддома, на его день рождения, на новый год и другие значимые даты в нашей общей семье, оправдывая это тем, что бухал и ему было "тяжкое". Иногда, когда вообще не втерпеж, мать звонит мне и просит приехать забрать ее, по тому что он может тягать ее за волосы, оскорблять, унижать и выгонять из дома (на минутку им уже по 63 года). Чаще всего, я когда приезжаю на эти "разборки" то пытаюсь придерживаться "умеренного нейтралитета" и аккуратно и корректно давать понять ему, что он не прав и "давайте жить дружно". Лет 12 назад, когда я ещё жил с ними, он при мне пьяный стал избивать мать, за то что У НЕЕ ЗАРПЛАТА БОЛЬШЕ ЧЕМ У НЕГО и я вступился за нее, но он кинулся на меня и я ударил его по лицу, сильно, в нокаут, а потом когда он пришел в себя, то мы сильно поругались и на следующий день, мы с матерью ушли жить к сестре (которая с ним уже лет как 5 не поддерживала ни каких отношений по этой же причине. Купила квартиру и съехала из дома). Но через время, мать вернулась, а я уже не смог. И вот сейчас, я уже взрослый, самостоятельный, с довольно таки большим жизненным опытом по меркам своего возраста, сам являюсь отцом и мужем и мать звонит в слезах что отец ее избил. Я приехал к ним домой, а там все те же "песни что и 10 и 20 лет назад. Я попытался нормально с ним поговорить, но в ответ услышал, что я щенок и не имею права ему рассказывать как ему жить и что ему делать в "его доме". На этой почве, у нас возник словесный конфликт, в котором я в очень грубой форме высказал ему все что отнес думаю (но высказал далеко не все) и увы на эмоциях ударил в дверь его комнаты, от чего та вырвалась с лутки. Он испугался и успокоился немного, мать собрала вещи и я увез ее к нам домой. От него я услышал что я ему не сын, что я по молодости тоже бухал (но только я бросил ради себя и своей семьи, что бы не быть похожим на него), что лучше бы я "остался на войне и не вернулся живым", что ему ни кто не нужен. И тут, я поймал себя на мысли, что к этому человеку я уже ни чего не испытываю. Вот как по щелчку пальца, раз и все. Мне стало все равно что с ним будет, как он будет жить и как долго. Я понял, что я больше не хочу видеть его в своем доме, не хочу ему ни чем помогать, не хочу быть для него опорой в старости. Хотя, когда он трезвый, то вроде бы хороший человек, но пьет по 8-10 дней подряд, потом ещё 3-5 дней отходит. Я его не возненавидел нет, я просто перестал любить своего отца, за все те его комплексы неполноценности и личной несостоятельности, злость за которые он сгонял на нас, на самых близких ему людей и доводил до того, что я маленький ходил к двери их спальни, что бы послушать, дышит ли моя мама и живая ли она, после того, как он пьяный брал ее силой так, что она во время этого плакала. Правильно ли то, что я исключу своего отца из своей жизни и из жизни своего сына, по крайней мере до тех пор, пока мой сын сам не сможет принимать решение, хочет ли он видеть деда или нет?
Автор вопроса: Александр Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Гросс Александр Викторович.
Александр, здравствуйте!
Описанная Вами ситуация – одна из самых болезненных и травмирующих из тех, которые могут произойти в семье. Общение с людьми, подобными Вашему отцу, оставляют в душе невидимые шрамы на долгие годы. Поэтому Ваше желание прекратить контакты с ним и исключить его из жизни своего сына более чем понятно и оправдано. Тем более, что Вы прямо пишете о своем намерении исключить его из жизни сына до того момента, пока тот сам сможет принимать решение.
При этом, исходя из постановки вопроса, Вы все-таки сомневаетесь в правильности Вашего решения. Почему возникают такие сомнения? С чем они связаны?
К сожалению, так как мы общаемся не лично, я не могу сейчас услышать Ваш ответ. Поэтому я просто распишу более подробно ситуацию с Вашим отцом с точки зрения психологии. Возможно, это Вам поможет принять решение без колебаний.
Судя по Вашему описанию, у Вашего отца тяжелая форма зависимости от психоактивных веществ, а именно – от алкоголя. Это не просто патологическое состояние. С точки зрения медицины оно классифицируется как заболевание, входящее в класс психических и поведенческих расстройств, вызванных употреблением алкоголя. Как психолог со специализацией на зависимостях я часто сталкиваюсь с такими случаями. Однако диагноз, безусловно, может поставить только врач. Я могу лишь предполагать, что у Вашего отца есть такая проблема.
Понимание зависимости и зависимого поведения у разных людей отличается. Многие воспринимают это заболевание как физический недуг. Соответственно, считают, что для исцеления человеку достаточно в течение какого-то времени «не пить», и все нормализуется само собой. Отсюда возникают лечение кодировкой и т. д. Однако с точки зрения психологии и медицины этих методов не достаточно, чтобы человек вернулся к полноценной жизни.
Синдром зависимости – это биопсихосоциодуховное заболевание. Звучит сложно, но я объясню. Это означает, что болезнь затрагивает все сферы жизни человека – его физическое и психическое здоровье, его социальные связи и его духовную жизнь. Если человек просто перестает употреблять алкоголь, он не излечивается. В этом случае мы имеем просто трезвого человека, который по-прежнему страдает зависимостью и страдает еще и оттого, что он не может компенсировать свое заболевание привычным способом (выпить).
К сожалению, излечить зависимость полностью нельзя. Это заболевание можно только взять под контроль. Существуют комплексные программы, которые позволяют человеку контролировать свое состояние. Они работают на всех 4 уровнях: духовном (новые ценности), социальном (изменение поведения), психическом (перестройка мышления) и физическом (полный отказ от употребления). При таком подходе человек может долгие годы жить полноценной жизнью, быть счастливым и успешным, окруженными заботой и любовью близких. И самое главное условие, чтобы это сработало – желание самого человека. Судя по описанной ситуации, такого желания у Вашего отца нет.
Когда лечение отсутствует, зависимость усугубляется. Не буду сейчас приводить подробности изменений в психике и физиологии. Вкратце этот процесс можно охарактеризовать как деградацию личности. К сожалению, если нет лечения, она неизбежна.
У людей, которые находятся продолжительное время вместе с зависимыми, также развивается патологическое состояние. Оно называется созависимость и характеризуется тем, что они концентрируются на зависимом, начинают искать причину проблем в себе, испытывать стыд, вину, страх и другие негативные эмоции. Они годами могут пытаться «уговорить» зависимого, надеются, что все изменится, но при этом не предпринимают верных шагов. В итоге страдает вся семья, поэтому зависимость еще называют семейным заболеванием.
Вы пытаетесь оградить себя и своего сына от человека, который уже причинил Вам и Вашим близким много боли и страданий. Перспективы общения с человеком, чья зависимость развивается, я описал. Верно ли Вы действуете? Судите сами.
Александр, я надеюсь, что смог дать Вам нужную информацию. Буду благодарен, если поделитесь обратной связью.
Если Вы чувствуете потребность более глубоко проанализировать ситуацию, поговорить о ней, проработать чувства, какие-то моменты, буду рад поработать с Вами.
Меня можно найти в Telegram. Вот мой личный аккаунт: alexander_v_gross.