Обида и гнев на отца.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я мечтаю съехать от родителей. Дело в том что я ненавижу своего отца, с мамой у меня нормальные отношения, но не совсем, хочу сейчас рассказать про отца. У меня из за него не было детства. Он очень много пил бухал, я видела драки как ссорится вся моя семья из за него и скандалы. Каждый день для меня мучительный был и есть. Мама и папа орут и скандалят доводя меня этим. Отец говорил что зачем меня рожал что я его ошибка. Бил меня в детстве, наказывал не за что. когда родители ссорились я убирала весь бардак который устроил отец. Я не чувствую и не чувствовала от него любви он в детстве для меня был монстром. когда маме было плохо он говорил что она притворяется (она лежала на полу без сознания) и так было очень много раз я их не сосчитаю, я всегда приносила ей воды, таблеток, помогала вставать и вызывала скорую. Сегодня я опоздала на 30 минут, и он устроил скандал угрожал что всех моих друзей найдет и проучит. Но я люблю друзей больше его и на этой почве мы начали ссориться. В 6 лет дети думали какую куклу я хочу а я думала что бы он маму и меня не убил. Я его не боюсь теперь. Где-то полгода назад он начал строить папочку как он думал но на самом деле стал абъюзером. Сейчас я боюсь мужчин, выпивших и не выпивших. И боюсь парней не зная как проявлять любовь, а так же у меня бывают панические атаки и проблемы с агрессией и с самооценкой. Я его ненавижу и это еще мало сказано. Была ситуация когда мы перед школой начали ссориться и у меня началась паническая атака то я должна была пойти всё равно в школу и когда я увидела своих друзей я просто бросилась и начала плакать и почти три урока я не могла успокоиться. Он только унижал меня, что нет ничего в доме моего, хотя сам идут прописан потому что это квартира моей бабушки по маминой линии. Про маму. С ней у меня довольно хорошие отношения понимающая иногда строгая. Но так же может орать устраивать скандалы, и когда она не права то мирится должна я она манипулятор. Но я люблю ее. В общем отношения с родителями меня напряженные. Мама мы можем поговорить можем все разъяснить но не с отцом мне он просто противен мне просто противно с ним разговаривать. Из-за него у меня постоянно бессонница я просто не могу так больше.
Автор вопроса: софья Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Попова Лариса Михайловна.
Софья, здравствуйте! В своём письме Вы затронули много разных тем: ненависть, доверие и безопасность в отношениях с близкими, алкоголизм, жестокое обращение и агрессия, обесценивание и самооценка, психосоматика, формирование образа партнёра, дружеские связи и нацеленность на будущее. На мой взгляд, здесь потребуется длительная работа с психологом, а не разовая консультация.
Ваша история наполнена переживаниями и отчаянием. Вы пишете, что с родителями отношения напряжённые, и ссоры родителей принесли много горьких минут. Пример отца и то, как относится к Вам и Вашей маме, как я поняла, повлиял на Ваше восприятие парней и мужчин в целом «боюсь мужчин, выпивших и не выпивших».
Обида – сильная эмоциональная реакция, которая возникает в раннем детстве, если ребёнок не получает что-либо в соответствии со своими ожиданиями. С обидой трудно справляться, а ещё труднее с этим жить, так как груз обидных воспоминаний со временем становится невыносимо тяжёл. Ненависть – разрушительное чувство, отравляющая каждый день нынешней Вашей жизни. Постарайтесь не держать в себе эти чувства. В состоянии гнева попробуйте мять бумагу, можно порвать её на мелкие кусочки. Для безопасного выражения претензий обидчику, представьте его сидящим напротив себя и выскажите всё, что ощущаете, что думаете: «Я ненавижу тебя за то, что…» В этот момент могут подступить слёзы. Дайте себе выплакаться. По такому же принципу можно написать целый список обид: «Ты не купил мне куклу тогда, когда у многих девочек были новые красивые игрушки». Эту практику можно повторять много раз. Если почувствуете, что отпускает и готовы к прощению, то напишите письмо «Я прощаю тебя за…», где также снова укажите, за что готовы простить.
Ребёнок многое усваивает от родителей, и здесь есть ключевой момент: одни дети принимают случившееся в их жизни и следуют теперь по известному им пути, другие – не соглашаются и решают для себя, что у них всё будет иначе, ищут свой путь, справляясь с обидами, деструктивными установками, привычками, перерабатывая собственный болезненный опыт. Как я поняла, Вы относите себя ко второй категории «я мечтаю съехать от родителей». Но оттолкнуться от негативного опыта мало. Что прорабатывается в работе с психологом? Возможность иного видения и ощущения себя, когда человек признаёт прожитое, но не присваивает себе, не берёт в копилку, то есть не следует этим тропам.
Не позволяйте отцу себя обижать. Если снова возникнет ситуация насилия и будет угроза Вашей жизни, свяжитесь с друзьями, их родителями (кто знает Вашу ситуацию), договоритесь о том, чтобы побыть у них некоторое время. Помимо друзей это могут быть значимые взрослые, которых Вы уважаете, доверяете им: родственники, подруги мамы, например, тренер секции, которую Вы посещаете. Помните, что всегда можно вызвать полицию и скорую помощь.
Отмечаете, что с мамой у Вас «довольно хорошие отношения, понимающая», хотя она, по-вашему мнению, «может орать, устраивать скандалы, и когда она не права, то мирится должна я, она - манипулятор». Говорите ей о своих чувствах, чтобы она слышала Вас и учитывала Ваше состояние. Например, «Мне горько от того, что ты на меня кричишь», Я чувствую злость и гнев, когда такое происходит в нашей семье». Вы любите её и беспокоитесь о ней. Так как она не рассталась с Вашим отцом, несмотря на такие сложные обстоятельства, связанные с его алкоголизмом и агрессией, она находится в зависимых с ним отношениях. Ей трудно быть Вашей помощницей, потому что ей тоже нужна помощь специалиста.
Софья, для того, чтобы планировать своё будущее, ответьте на такие вопросы. В настоящее время Вы учитесь в школе? Куда планируете поступить после её окончания? Какой видите свою дальнейшую жизнь? Кто Вы в ней?
До хороших изменений, Софья.