Мои личные границы стираются, когда в моей жизни появляются яркие люди.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 21 лет. У меня несколько взаимосвязанных вопросов. Я не умею ставить личные границы. Когда в моей жизни появляются новые, яркие, интересные люди, я наполняю ими все свое личное пространство и теряю собственное "Я". Это могут быть коллеги, или молодой человек, или подруги. То есть окружение влияет на меня больше, чем должно было бы. Например, с ними я могу делать вещи, которые без них не делала бы и не собиралась, в принципе делать, которые могут даже не совпадать с моим мировоззрением и принципами. Например: я перехожу на правильное питание, а коллеги заказывают пиццу. В итоге я ем с ними пиццу. Другой пример. Я хочу стать ответственное, серьезнее, собраннее, но когда собираюсь с ними, начинаю делать идиотские шутки и заниматься всякой дурью, одним словом, я не делаю что-то там непристойное, просто я веду себя как человек, кем не являюсь. И вторая часть: я слишком много стараюсь для людей, которые не играют особо значимую роль в моей жизни, за счёт людей, которые действительно важны и дороги мне.
Очень хотелось бы выслушать ответ профессионала на этот вопрос.
Большое спасибо и всего самого прекрасного Вам!
Автор вопроса: Марта Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Марта!
Вы задаётесь вопросами, которые свидетельствуют о том, что Вы прекрасно научились анализировать своё поведение и чувства. Этот опыт уже Ваш помощник на пути к собственному Я. Вы недовольны собой в том, что границы не умеете ставить, что окружение влияет больше, чем должно было бы. А главное, что ресурсы для самоутверждения в кругу, где Ваши принципы и мировоззрение не разделяют, Вы черпаете «за счёт людей, которые действительно важны и дороги».
Я попробую рассмотреть проблему под критическим углом, с точки зрения противоречивости Ваших суждений. Думаю, Вам это поможет отметить слабые места, над которыми Вам и следует поработать.
Да, Вы совершенно правы в том, что слабые границы взаимосвязаны с описанным Вами подражательным поведением. В тоже время, это свидетельствует скорее об отсутствии принципов и мировоззрения. Вы принимаете установки, моральные, поведенческие правила, формируемые в семье за мировоззрение. А это различные вещи и смею считать, что Ваше поведение скорее соответствует Вашему возрасту и поиску своих собственных взглядов на окружающий Вас мир, чем нет. Вы как бы верифицируете допустимое или нет для Вашей личности поведение. Насколько это дискомфортно для Вас, отражено в письме. Значит Вам необходимо выбрать такую стратегию поведения, где не будут страдать социальные контакты, но Вы сможете придерживаться тех установок, которые считаете правильными. Как это сделать? Например, ВЫ уже попробовали со всеми что-то, например неправильное питание. Имеете право в следующий раз сказать, что Вы чувствовали дискомфорт и поняли, что более этого не хотите испытывать. Выражать свои чувства никому не возбраняется, это не нарушает социальную коммуникацию, ведь Вы не осуждаете других, Вы просто для себя считаете это вредным. Мы ведь все разные. Если Вы позволите себе быть собой, то это только уважения достойно и со стороны тех, кто Вам что-то предлагает. Разбирать психологическую составляющую того, что границы слабы, я не буду. В Вашем возрасте это скорее норма, чем патология. А иначе, как обрести целостность личности, живя в коконе с жёсткими границами? На то и юность дана, чтобы обрести свой путь, сделать себя.
Другой разговор, если Вам нравится быть такой, как все, повторять за всеми «дурь» и т.д. То есть, Вы почувствовали, что находитесь как бы в «своей среде». Вот тут действительно надо тревожиться, так как это свидетельствует не только о психологической незрелости, но и о склонности к зависимому поведению.
Что касаемо желания стать ответственнее, серьёзнее, то всё в Ваших руках. Вы уже начали это делать, так как Вам претит тот образ жизни, который навязывается социальной средой. Вы имеете на это право. Пусть будет меньше социальных контактов, зато они станут качественнее. Ищите единомышленников. Чтобы говорить конкретно нужно понимать о какой среде, Вы говорите. Если это коллеги по работе и она коллективная, то выходите на другой уровень, где присутствует большая ответственность и меньшая зависимость от коллектива (учитесь и занимайте более руководящие позиции). Если это учёба, то будьте со всеми, но отстаивайте свой выбор в приемлемой и не оскорбительной для группы форме, как было сказано выше.
Далее, Вы желаете самоутверждаться в социальной среде не за счёт близких и дорогих, а за счёт своих собственных ресурсов. Значит это и должно быть Вашим принципом (ведь принципы и отличаются от мнения тем, что неукоснительно исполняются). То есть говорите себе, что достойны уважения и хорошего отношения без того, чтобы «рвать на себе рубашку» ради чьих-то интересов. Подходите при обращении к Вам с просьбой, рационально. Придерживайтесь того, чтобы рассчитывать только на себя и говорите об этом смело в таких случаях. Отношения должны быть конгруэнтны, а иначе получается дисбаланс и в дальнейшем разочарование и разрыв. Главное, что таким образом, Вы отметёте от себя всю «человеческую шелуху», которая в любом случае никогда не будет для Вас настоящей поддержкой или другом. Советую также почитать о синдроме Зелига и конечно посмотреть сам фильм Вуди Аллена «Зелиг» 1983 года.
Учитывая Ваши способности к рефлексии, Вы сможете сделать правильные выводы и сформировать собственные принципы и мировоззрение на данном этапе своей жизни. В течении жизни Вам не раз придётся вносить коррективы в свои взгляды и мировоззрение, ведь всё течёт и изменяется, как говорили великие.
Желаю Вам успехов, Марта!