Искренне ненавижу всех выпивающих, мучаюсь от злости. Как излечиться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я из дисфункциональной семьи, в которой отец ушёл к другой женщине, а мать начала употреблять алкоголь на этом фоне. На меня обрушивался весь её гнев, предназначенный отцу. Она открыто говорила, что я была нежеланным ребёнком, желала смерти, морально и физически наказывала. На людях она вела себя совершенно иначе, мастерски отводила всяческие подозрения. Дома со мной каждый раз проводился разговор в духе: тебе никто не поверит, прекрати придумывать. Несколько раз случались ситуации, когда её видели сильно пьяной, а меня избитой, случались скандалы, которые слышали и частично наблюдали соседи. Каждый такой раз я думала, что после этого всё изменится, но никому не было дела, кроме моей бабушки по материнской линии, которая периодически забирала меня жить к себе. С годами состояние бабушки становилось хуже, она стала дистанцироваться от проблемы, чаще возвращая меня обратно. Вскоре она начала подталкивать меня к примирению, пониманию и всепрощению. Я понимала, что она хотела таким образом разрешить конфликт, но чувствовала себя преданной единственным человеком, который видел всё, что происходило за закрытыми дверями. Мама прекращала пить, снова срывалась. С каждым последующим разом ей удавалось всё дольше находится в трезвости. Последний её срыв произошёл пару лет назад. Закончился для неё физической травмой. После этого она не уходила в запои, пила некрепкий алкоголь раз в несколько месяцев.
Казалось бы, всё закончилось. Я выросла, уехала из дома. Мама прекратила пить по-чёрному. У нас даже удалось установить вполне хорошие взаимоотношения. Только в душе у меня всё наперекосяк. Я не понимаю истинных чувств по отношению к ней. С одной стороны, я помню редкие счастливые моменты, могу разглядеть порой странные, но всё же проявления заботы и любви, а с другой стороны, это всё перекрывает злость и обида за систематические моральные издевательства и побои. Большую часть детства я провела в слезах, в подростковом возрасте в основном из-за её комментариев у меня началось РПП, я впала в депрессию, которая достигла своего пика сейчас. После редкого слова люблю в её адрес на меня нападает тяжелейшая рефлексия. Я могу её понять, но в то же время отказываюсь принимать за норму всё то, что со мной было. Мне хочется возмездия, но так же не хочется ничего вообще. Порой у меня возникают мысли прекратить с ней общение, потому что я чувствую внутреннее противоречие: нельзя быть в хороших отношениях с тем, кто отравил тебе жизнь. Я не доверяю, жду подвоха, прокручиваю моменты из прошлого в голове.
Ещё хуже, что я проецирую чувство злости на всех, кто выпивает. Это может быть кто угодно буквально. Я могу хорошо относиться к человеку, но если увижу или узнаю, что он выпивает, у меня моментально меняется к нему отношение. Если при знакомстве я узнаю, что человек позволяет себе пить алкоголь, причём не имеет значение частота, крепость и другие факторы, я прекращаю общение. Я не переношу алкогольный юмор, презираю культуру питья и в душе ненавижу каждого пьющего, желая им самого наихудшего. Это пугает, потому что в жизни я зачастую нахожусь в роли жертвы, зла никому не причиню, а вот в голове у меня разворачивается мой личный ад, где я линчую каждого. Меня искренне раздражает любое упоминание алкоголя, а в каждом выпивающем я вижу свою мать.
Крайне печально, что я не могу ни с кем общаться, дружить, любить, потому что трезвенников крайне мало. Ещё печальнее, что среди них много тех, кто был алкоголиком в прошлом. К таким людям я тоже испытываю презрение, потому что они запачканы в этом деле. По этой же причине я не иду на терапевтическую группу ВДА, ведь туда приходят дети алкоголиков, которые сами пошли по той же дорожке. Я боюсь своей реакции на них. Иногда даже представляю, как я морально их растаптываю, становясь на место агрессора, на котором я никогда не была, как издеваюсь словесно. Я получаю удовольствие от этих фантазий. Потом меня накрывает чувство отвращение к себе и физическая тошнота. Эта реакция идёт вразрез с моими морально-нравственными убеждениями, противоречит чувству эмпатии, которое у меня работает обострённо ко всем, кроме выпивающих.
Я понимаю, что проблема не столько в самом алкоголе, сколько в моей поломанной психике, а алкоголь является триггером, но никак не могу изменить свою реакцию. Какой вид терапии мне подойдёт, чтобы разобрать с этими вопросами?
Автор вопроса: Катерина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Здравствуйте, Катерина!
Прежде чем я дам Вам ответ на Ваш вопрос– « Какой вид терапии мне подойдёт?», разрешите расскажу кратко свою историю:
Я – ВДА (взрослая дочь алкоголика) , тоже из дисфункциональной семьи, как и Вы. Это- нельзя назвать болезнью, это факт биографии. У меня был алкоголиком – отец, у Вас мама – « начала употреблять алкоголь , когда отец ушёл».
Моё детство было тоже травматичным и мой отец в качестве «добавки» совершил суицид через повешение в дверном проёме в мой день рожденья( в 7 лет!). Как Вам такой «подарок» доченьке?
Меня не били, не унижали , Ваше детство , бесспорно, было более травматичным.
Что было дальше у меня? Моя психика также была «развинчена» алкоголизмом отца ( особенно его последним поступком), потом стал сильно пить мой старший брат, сестра вышла неудачно замуж- за алкоголика и нередко спасалась от своей «счастливой» семейной жизни у нас в семье. То есть я с детства находилась в окружении алкоголиков- мужчин. Видя всё это безобразие, я возненавидела пьющих( как и Вы) и гордо сказала себе: « ни за что не выйду замуж за алкоголика! Никогда, ни при каких обстоятельствах этого не случится!»
Получите- распишитесь, Лариса: я и правда, выходила замуж за мало выпивающего парня, который потом быстро втянулся в алкоголь и стал самым «истинным» алкоголиком, а я на долгие годы попала в тяжёлое состояние СОзависимости. Вот так, Катерина! Нельзя горделиво НИ ОТ ЧЕГО зарекаться.
Судьбу на кривой кобыле не объедешь!)). Мне в моём Роду суждено было много плавать в «территориальных водах» алкоголизма. Я верю в то, что каждому человеку предопределено заранее- в какой семье родиться, в какой стране, что выстрадать, что есть Божий замысел на нашу жизнь и только он определяет, какие уроки нам нужно пройти и испытания вынести.
Тут так выходит: иногда проблемы «выдаются» нам с самого рождения – например , плохое здоровье или инвалидность, рождение в неблагополучной семье ( как у меня и у Вас) и т.д. или приходят «по разнарядке» позднее: ребёнок - наркоман, муж- алкоголик, финансовые долги, опять же физическая болезнь, травма и много других разных бед.
На подступах к своей терапии, я Вам предлагаю хорошо подумать над вопросом – «Что такое жизненные кризисы – кара небесная или Дар Божий?»- в моей статье, здесь на сайте
https://psycabi.net/psikhologiya-samorazvitiya/77427-chto-takoe-zhiznennye-krizisy-kara-nebesnaya-ili-dar-bozhij
И очень прошу в качестве комментария к статье выразить СВОЁ мнение по этому вопросу! Как Вы считаете? Согласны ли?
Таким образом, кто я на сегодня?
Я – психолог, дочь алкоголика с травматичным детством, жена ВЫЗДОРАВЛИВАЮЩЕГО ныне алкоголика, имею личный опыт преодоления этих травм и сейчас помогаю людям.
Надо помнить, Катерина, что мало у кого из нас было безоблачное детство и идеальные родители, кто жил в идеальном мире.
У всех детство в какой- то мере травматичное. Знаю людей, которые имели ужасное в эмоциональном плане детство, но выросли спокойными, светлыми и благополучными людьми, и знаю тех, у кого было всё в полном порядке, – и на выходе получились невротики.
Как я уже говорила, что и Вы и я – ВДА. Есть исследования, доказывающие, что ВДА находятся в группе риска и сами имеют большую склонность к развитию алкоголизма, чем другие, дети алкоголиков склонны выбирать себе в супруги алкоголиков или людей с другими зависимостями, не осознавая и даже отрицая это. Дети алкоголиков имеют трудности в построении здоровых отношений, часто осуждают себя, имеют низкую самооценку, не умеют веселиться, ищут одобрения у других. Такие проблемы есть в мире у многих .
И поэтому, совсем НЕудивительно, что «на терапевтическую группу ВДА приходят дети алкоголиков, которые сами пошли по той же дорожке».
Да, алкоголизм передаётся , как и другие наследственные заболевания. ВДА- нередко, увы, сами становятся пьющими и ведут ТОТ же образ жизни, что они когда-то осуждали в родителях.
Прошлое- это от слова «прошло». Реально- настоящее, Катерина.
Вы¬– умничка, что решили начать своё исцеление. У Вас тоже присутствуют все риски, как у ВДА, имейте это ввиду.
Какой вид терапии помог мне? Я бы назвала метод так – « терапия бабочки тутового шелкопряда».
Сначала про бабочку)
Как происходит процесс: сначала гусеница хорошо себя кормит листьями тутового дерева – ест их на протяжении нескольких недель. Затем, хорошо откормленная гусеница , уже имея клейкую шелковичную железу , начинает равномерно и быстро мотать головой из стороны в сторону, вытаскивать ИЗ себя и укладывать шёлковую нить вокруг себя в форме «восьмёрки» в течении 3-4 дней.
Это ещё мы устаём на работе?! А гусенице, чтобы сплести кокон из золотых нитей, надо «мотнуть» – около 24000 раз! В созданном самостоятельно коконе гусеница шелкопряда становится куколкой, а через 2-3 недели превращается в бабочку и вылетает из этого фантастического сооружения – красивая и свободная. Если её не убьют! Шёлковый кокон нельзя просто взять и размотать: нити в нём крепко склеены. Дожидаться, пока личинка выберется из кокона — тоже не вариант. Она порвёт все волокно! Чтобы разъединить связанные нити, коконы вместе с живыми личинками бросают в кипяток.
Когда мы наслаждаемся мягкостью шёлковой одежды – то помним , на минуточку, какой ценой она получена.
Причём тут бабочка шелкопряда?
жизненный цикл бабочки тутового шелкопряда – наглядный метафорический пример создания лучшей «версии себя» и активной созидательной деятельности .
Катерина, нужно ЗАХОТЕТЬ запустить процесс самоисцеления, освобождения себя от травм, сначала – в голове! Вот как я отвечу на Ваш вопрос – «Какой вид терапии мне подойдёт, чтобы разобрать с этими вопросами?»
Неправильный, неполезный ход мышления приводит к ещё более плачевным последствиям и тяжелым переживаниям.
Как сказал Гиппократ, – « Разум- лучший лекарь». Каждый человек может попасть в беду, заболеть, но у всех нас есть внутренние возможности для улучшения своего положения.
Выздороветь –пройти сквозь болезнь, травму, горе и создать себя – НОВУЮ.
Если я хочу «вызреть» и вылететь в жизнь чудесной бабочкой ( стать ЗРЕЛОЙ личностью) – работаю без устали – мотаю головой ( МЫСЛЮ правильно) и начинаю работу по созданию – свободной СЕБЯ( от ненависти, обид, злости)!
Я принимаю регулярно помощь извне ( Бога, Высшей силы, других людей, психологов, врачей) , пропускаю ВСЁ это через своё сердце и душу, а лекарство – ИЗ себя вытаскиваю , как гусеница в тяжёлом труде – обвиваю себя коконом золотых нитей, чтобы сохранить внутри СЕБЯ– самое дорогое существо! Себя.
Я Вам предлагаю подробнее прочесть о том, какие можно использовать лекарства для самотерапии в этой моей статье, здесь на сайте https://psycabi.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/psikhologiya-zavisimostej/84362-lekarstvo-ot-sozavisimosti.
Не смотрите на название статьи, суть – в СОДЕРЖАНИИ. Я исцелялась от СОзависимости, а Вы избавляйтесь – от своих травм.
«..в душе у меня всё наперекосяк. Я не понимаю истинных чувств…».
Начинать «генеральную уборку»- в голове , прежде всего.
Первый мой совет Вам, Катерина- МЫСЛИТЬ ПРАВИЛЬНО, думать – в нужную сторону.
Ключ к успеху, а также исцелению от чего либо– вера и перенастройка сознания!
Как правильно мыслить?
Мышление - это волевой процесс. Это цепочка рассуждений , которое потом должна вести к конструктивным действиям. Для того, чтобы мыслительная деятельность была успешной, прежде всего нужно иметь знание- о проблеме . Расширять сознание , задавать себе массу вопросов – по ситуации. Чем больше информации по больной теме – тем лучше.
Каждый человек должен САМ лично активно работать над собой и стать экспертом по исцелению своих травм. Врачи, психологи, лекарства, книги, упражнения, молитвы, медитации - это ПОМОЩНИКИ в процессе излечения. Но идти по этому пути нужно Вам лично! Нужно захотеть развернуть свой внутренний компас в правильную сторону. Помогать себе активно и каждый день делать какие- то действия в ТУ , нужную сторону - заниматься с психологом, молиться, медитировать, читать нужную литературу и т.д. Работать над собой и над проблемой- в полную силу ( не меньше трудиться, чем гусеница!!).
Дальше скажите себе следующее - « Я себе сочувствую. Да, это случилось и со мной". Выключайте " саможалость" и бичевание, а " включайте" режим самопомощи себе. Не надо себя жалеть, нужно учиться себе сочувствовать. И вообще никого не надо жалеть. Жалость- убогое чувство.
Вы не можете" отменить" Ваши травмы детства, жестокое, равнодушное отношение к Вам матери, но в Ваших силах - ПРОРАБОТАТЬ все обиды и боль прошлого и жить СЕГОДНЯ - легко и радостно, дышать полной грудью.
Нам всем мешают жить счастливо 5 барьеров: травмы, установки, эмоции( непрожитые особенно), страхи и мысли. Депрессия - это всегда про прошлое. У многих из нас тянутся негативные "хвосты" из прошлого, из детства, из родительской семьи. Что ж тут поделать? Можно захотеть их " обрубить" и учиться жить в настоящем! Своими мыслями, поступками, действиями мы создаём будущее. Что посеем- то и пожнём. Прекрасная жизнь начинается с прекрасных мыслей. "Сеять" в голову нужно качественные "семена"- мысли.
Как Вы пишите – « отказываюсь принимать за норму всё то, что со мной было».. Конечно, это НЕ норма! Вместо безусловной любви, которую должен получать ребёнок от мамы, Вы получали огромные порции боли. Есть такая книга – «Опыт, которого лучше бы не было..». Но этот печальный опыт у Вас был, Катерина. И тут 2 выхода – либо «зависать» в страданиях на «пожизненно», либо принять ЭТОТ ОПЫТ( он - был, его - не отменить!), переработать травмы детства и пройти личную духовную трансформацию – ЧЕРЕЗ него.
А кто знает– вдруг, исцелившись, Вы тоже пожелаете потом стать психологом( как я) и помогать людям, попавшим в такую же беду?!
Исходя из представленной информации, думаю, что у Вас примерно такой " фронт работ", который , конечно, нелёгкий и лучше его осилить с психологом( обращайтесь- помогу Вам пройти терапию):
1. Простить маму. Ваша мама заболела алкоголизмом, возможно на почве переживаний. Прощение- долгий процесс, но он нужен- Вам, прежде всего. Это – Вам отравляет жизнь СЕГОДНЯ.
«нельзя быть в хороших отношениях с тем, кто отравил тебе жизнь..»- это уже Ваш выбор.
Можете не быть в отношениях с мамой, можете НЕ общаться! Но простить – жизненно важно.
О том, чтобы понимать , что алкоголизм – прогрессирующее, коварное пожизненное заболевание и как оно проявляется, ознакомьтесь в этой моих статьях( и про маму- поймёте важное, и себя – предостережёте) -
7 вопросов про алкоголизм– https://psycabi.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/psikhologiya-zavisimostej/87424-7-voprosov-pro-alkogolizm-est-li-spasenie-ot-pagubnogo-pristrastiya
ВЫПИСКА из истории болезни алкоголика- https://psycabi.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/psikhologiya-zavisimostej/68537-vypiska-iz-istorii-bolezni-alkogolika
Вам следует понять, что Ваша мама- была больна, когда Вы были ребёнком и остаётся таковой до конца жизни, увы, с разной степенью «интенсивности» употребления. Нельзя быть «бывшим» алкоголиком, можно только – «выздоравливающим.
После того, как Вы поймёте природу алкоголизма- предлагаю выполнить алгоритм прощения обиды на маму в этой моей статье -–
Выполняйте письменно! Подставляйте в мой пример- свои «показания».
2.Принять, что в этом мире существуют разные категории людей и разные болезни. Есть алкоголики, наркоманы, игроманы, бомжи, религиозные фанатики, преступники, маньяки и т.д. Если они есть, то значит это Божья воля, они имеют своё место в этом мире , все люди ЗАЧЕМ-то нужны на этом свете и это право каждого – вести тот образ жизни, какой им нравится. Они будут нести ответственность лично – ЗА себя.
Просто примите это! Ненависть к алкоголикам прежде всего НЕполезна Вам. Зачем разрушать себя? Идите мимо этих больных, заблудившихся по жизни людей и ищите трезвое окружение. Много сейчас и наоборот, приверженцев трезвого , здорового образа жизни. Ищите свою «стаю». У Вас есть безоговорочное право – общаться с приятными Вам людьми.
А вот судить других – нет у нас такого право, Катерина.
«Этот мир устроен – не нами» - как звучит в песне. И нам не нужно лезть в его устройство со своими законами, а лучше заниматься самопознанием и комфортным нахождением себя в этом мире.
3. Поднять «из глубин» все эмоции и прожить их.
Оплакать прошлое, похоронить «мертвецов» и учиться радоваться сегодня, здесь, сейчас тому, что предлагает Вам жизнь.
Работа над собой стоит того, чтобы упорно трудиться, но она – самая лучшая и благодарная из всех!
Удачи Вам!
Связаться со мной для дополнительной консультации можно также через почту [email protected] или по ватсап +79502475881.
С уважением, Лариса Петрова