Впадаю в ужасную панику, когда у парня плохое настроение.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Альбина, мне 23 года. Выявила у себя одну огромную проблему зависимости от плохого настроения молодого человека. Я не знаю, как с ней жить как себе помогать, но что с этим точно надо что-то делать - очевидно.
У меня возникает настолько сильная паника и страх, когда мой парень плохо себя чувствует именно морально, что меня буквально трясёт и тошнит. Я перестаю есть, пока не успокою себя или не уточню, как чувствует себя парень, не волнуется ли уже. При этом с его стороны нет давления его состоянием. Он не жалуется, это не происходит постоянно. Сейчас у него сложное время и большая загруженность на его работе и ему морально плохо, он почти не отдыхает. И вот когда он в моменте говорить что чувствует себя тревожно (в нормальной форме, повторюсь, что нет давления на меня, мы не обсуждаем это постоянно и тд), то я реагирую чересчур резко. Я это не говорю ему, сама как-то справляюсь, но это просто выносит меня и особенно то, что я не могу есть. Иногда днями из-за того, как себя сильно накручу.
Предполагаю, что это могло передаться мне от мамы. Родители всегда и сейчас гиперопекали меня, я живу пока с ними. Сепарации от родителей и эмоциональной не произошло, я только чуть-чуть начинаю её проходить. И вот касаясь мой проблемы, мама чересчур ко мне привязана. В детстве когда я болела, она плакала и не ела неделями (иногда и меня ругала за то, что заболела). Когда я чувствовала себя плохо, она чувствовала себя также. Мне нельзя было обижаться на неё, злиться, проявлять любые эмоции, которые бы мысленно "разлучали" нас в её голове. Она боится быть без меня. И ещё она вечно всех спасает, иногда в ущерб себе.
Наверное, что-то в какой-то форме я переняла у неё перенос чужих проблем на своё состояние и такую вот нездоровую привязанность к моего парню, потому что это для меня очень близкий и дорогой мне человек, с которым я чувствую себя во всех смыслах в безопасности. Я не могу принять тот факт, что есть ситуации, где я не могу ему помочь (как с работой. Я не могу уволиться за него, могу только сказать об этом. Не могу за него отдохнуть. Не могу чувствовать себя хорошо за него). При этом я понимаю, что по факту всё хорошо у нас в жизнях обоих. Но ощущается что произошёл конец света и ты настолько напряжён, что не можешь даже говорить нормально.
Вопрос такой: могу ли я себе чем-то помочь, когда парень (кстати, когда у него всё хорошо, то я переношу плохие эмоции мамы или папы, это касается любого дорого мне человека) чувствует себя морально плохо и делится этим со мной. Как мне чувствовать себя спокойнее и не испытывать этой вселенской паники и ужаса от его слов? Бывают ли у людей вообще такие проблемы, как у меня)? Спасибо за любой ответ)
Автор вопроса: Альбина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Гросс Александр Викторович.
Альбина, здравствуйте!
Спасибо, что поделились своими мыслями и чувствами. Признание того, что в жизни есть ситуация, с которой нужно работать, – это первый шаг на пути к ее решению.
Вы задаете 3 вопроса – чем себе помочь, как чувствовать себе спокойнее и бывают ли у других людей такие же проблемы? Начну с последнего. Несмотря на то, что все люди уникальны, и жизненные ситуации у них могут очень сильно различаться, их проблемы повторяются. Поэтому да, многие люди сталкиваются с тем же, с чем столкнулись Вы. Вы мыслите в правильном направлении: истоки нашей зависимости от других людей лежат в области наших детских отношений. И незавершенный процесс сепарации имеет к этому прямое отношение, ведь в этом случае ребенок не чувствует себя полноценной, автономной личностью. Психологически он все еще зависит от родителей, тех установок, убеждений, моделей поведения, которые формировались у него с раннего возраста. Разумеется, все это актуализируется в отношениях с партнером.
Вы описали определенную модель поведения, принятую в вашей семье. Чрезмерная привязанность к Вам, которая вылилась в гиперопеку, спасательство, неумение отрабатывать эмоции. Сейчас Вы наблюдаете эту схему, в несколько видоизменном виде, у себя. И, конечно, за ней также стоят чувства и эмоции, аналогичные Вашим детским переживаниям.
Возьмем пример с болезнью. Вы пишете, что в детстве, когда Вы болели, мама плакала и не ела неделями, при этом она ругала Вас, что Вы заболели. Вы чувствовали себя беспомощной, потому что ничего не могли поделать с болезнью и состоянием мамы. А сейчас аналогичные переживания возникают у Вас, когда Вы не можете помочь своему парню. Умом, на рациональном уровне, Вы понимаете, что Вы не можете помочь, что не можете отдохнуть за него, почувствовать себя лучше. Вы также понимаете, что на глобальном уровне ничего страшного не происходит. Но заложенные в детстве модели поведения и установки настолько сильны, что этой рациональной части мозга не хватает на то, чтобы успокоить себя.
Объясню на простой схеме, как это происходит, а затем поговорим, что с этим делать.
1 этап. Возникает некая ситуация. К примеру, Ваш молодой человек делится с Вами своими переживаниями, говорит, что он загружен на работе, он устал, и ему тревожно. Он говорит это без манипулирования, давления, а просто делится. То есть общается с Вами как взрослый со взрослым.
2 этап. Его слова запускают в Вас определенный когнитивный процесс. Иными словами – у Вас появляются некие мысли на этот счет. Они выскакивают быстро, автоматически. Люди обычно их не замечают, потому что эти мысли настолько глубоко укоренились в них, что еще нужно потрудиться, чтобы достать их из подсознания. Их так и называют – автоматические мысли.
3 этап. Далее включаются эмоции, которые носят очень высокую интенсивность. У Вас возникает паника, страх, Вас трясет, Вы не можете успокоиться. Поэтому Вы и делаете на них акцент.
4 этап. Затем Вы производите какие-то действия. Стараетесь успокоить себя. На этом моменте Вы можете убеждать себя, что глобально все хорошо, что незачем так волноваться. Вы стараетесь решить проблему на рациональном уровне, но глубокий пласт – собственно, тот, который и является источником проблемы и активизируется на 2 этапе, при этом не затрагивается. Поэтому так сложно справиться со своими эмоциями, ведь они – не первопричина, а следствие проблемы.
Перейдем к тому, что с этим делать, то есть к ответам на 1 и 2 вопрос. Помощь себе заключается в том, чтобы научиться отслеживать автоматические мысли на этапе их появления и подвергать их верификации – то есть оценивать, насколько они верны. В конечном счете это помогает дистанцироваться от них и снижать интенсивность эмоций. При длительной работе старые автоматические иррациональные убеждения перестают действовать и заменяются новыми, рациональными. Это и позволяет в конечном счете выработать новую модель поведения.
К сожалению, это не та техника, которой можно научиться за несколько минут в виде самопомощи. Самое лучшее, что Вы можете сделать для себя – обратиться к психологу за получением личной консультации. Он же поможет и составить для Вас индивидуальный план работы.
Если у Вас будет желание поработать со мной, меня можно найти в Telegram. Вот мой личный аккаунт: alexander_v_gross.
С уважением,
Александр Гросс