Агрессия на людей, презрение, раздражение.

Вопрос психологу:
Добрый день.
Одно время сильно увлекалась религией. Сейчас нет, но многие изречения оттуда засели глубоко в голову типа "люди грешат каждую минуту", "люди нечисты", "без Бога человек не может быть спасен" и т.д.
У меня появилась ненависть к людям и презрение. Презрение к многочисленным порокам людей, их нежелании быть с Богом.
Я не хочу ненавидеть. Не хочу. Но не знаю, как перестать. Сильно, очень сильно раздражают многие человеческие привычки.
А мой внутренний голос твердит, что другие хуже меня, так как они много разговаривают и говорят, что думают, а у меня "грехов меньше", так как я меньше разговариваю с людьми и контролирую свою речь.
Можете мне подсказать, как я могу противостоять всем этим мыслям. Как перестать презирать человека и видеть в нем только чудовище (ибо я очень люблю некоторых своих знакомых за их доброе сердце, но так сильно гневаюсь, если они проявляют какую-то негативную эмоцию). Почему-то я убедила себя, что если я не высказываю свою точку зрения, не ору ни на кого, не матерюсь, не затыкаю никому рот, то я лучше других. Мысли цепляются такие, что если я меньше контактирую с людьми, значит я меньше грешу, значит я лучше. И меня это бесит, но не знаю, как противостоять.
Спасибо.
Автор вопроса: Софья Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Гулякова Елена Васильевна.
Здравствуйте, Софья. Из вашего сообщения непонятно, о какой религии вы говорите. Но если речь идет о религии Евангелия, то там мы увидим много разных положений. В том числе такое: «возлюби ближнего своего, как самого себя» (причем в контексте Евангелия «ближний» – это вообще любой человек).
Вас тяготит свое душевное состояние, вы говорите о презрении и ненависти к людям, в то же время вы не хотите испытывать эти чувства. Любые эмоции, которые мы испытываем, являются индикатором нашего отношения к ситуации. И вы очень хорошо описываете мысли, которые приводят вас к возникновению ненависти и презрения. Как этому противостоять? Изменить мысли. Для начала усомниться в их правдивости. И с дотошностью ученого-наблюдателя исследовать их на соответствие истине.
Можно использовать такую технику. Сначала дать четкое определение, «хороший человек» и «плохой человек» (в вашем понимании). Потом нарисовать шкалу от 0 до 10. На позицию 0 поставьте «плохого человека», на позицию 10 – «хорошего». И начинайте расставлять на этой шкале своих знакомых, в том числе и себя. Например, у вас есть знакомые, которых вы любите за их доброе сердце, но которые иногда проявляют негативные эмоции. Куда можно поставить каждого из них в соответствии с вашими определениями «плохой» - «хороший»? И так с каждым человеком, с которым вы общаетесь и который вызывает у вас какую-то реакцию. Даже если вы столкнулись с неприятным человеком впервые, то есть ли у вас доказательства, что этот человек злой по своей сути и ничего доброго не делает? А если таких доказательств нет, то может быть он вовсе не чудовище?
Софья, правильно ли я понимаю, что вы считаете, что проявлять негативные эмоции плохо и недопустимо? Что это дает человека плохим?
И вы сами стремитесь ограничивать общение, чтобы не проявлять негативные эмоции?
С точки зрения психологии у нас нет плохих и хороших эмоций, они все нам нужны и о чем-то сигнализируют. Злость может быть очень полезной эмоцией, если нужно защитить себя или ближнего от опасности. Злость может быть маркером того, что границы нарушаются, а чувства подавляются. А подавление любых чувств отнимает очень много энергии. Злость и раздражение может возникать, если мы банально устали, мало спали, мало ели. Это сигнал, что какие-то наши потребности не удовлетворены. Испытывать любые чувства нормально. Важно научиться их проявлять так, чтобы не разрушать себя, близких и отношения с ними.
Высказывать свою точку зрения можно, не затыкая никому рот. При помощи «я-сообщений». Когда говорим о своих чувствах, о своем отношении к ситуации, а не оцениваем и критикуем другого, вызывая у него желание защищаться и нападать в ответ.
Я желаю вам удачи.