Как справиться с чувством вины за безделье?

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи! Буду очень признательна, если вы поможете мне разобраться с моей проблемой. Довольно часто я испытываю чувство вины, когда не работаю, не занимаюсь уборкой, готовкой или самообразованием, а отдыхаю, собираю пазлы, смотрю сериалы и делаю другие "бесполезные" вещи. С детства у меня было множество занятий: с 7 лет - танцы, музыкальная школа, с 10 лет - репетитор по английскому, с 14 лет - молодежный кружок активистов и переход в профильный экономический класс. Также я имела такие хобби, как чтение, рисование, написание стихов и рассказов. При этом я училась на "отлично" до 9 класса, но в 10-11 классе стала хорошисткой из-за большего интереса к гуманитарным специальностям. Родители помогали мне с учебой только в начальной школе, в дальнейшем я все делала самостоятельно, они проявляли интерес только к моим оценкам. Когда я получала любую оценку, кроме отличной, меня спрашивали: "А почему не пять?" Когда мне было 13 лет, родители развелись, я переживала это довольно тяжело и жила на два дома, но в основном у мамы. Я окончила школу в 16 лет самостоятельно поступила на бюджет в серьезный вуз на довольно популярную специальность и съехала от мамы. В вузе я продолжила учиться на "отлично" и была типичным "ботаном". В нашей группе было немало людей, которые тоже относились к учебе довольно серьезно. И мы учились очень много, нередко в ущерб здоровью. Не спать перед экзаменом и учить билеты всю ночь, запивая кофе колой, было нормально. Со второго курса я иногда подрабатывала, а на четвертом курсе перевелась на заочное и стала работать в крупной компании, периодически по выходным посещала элективы в вузе. В итоге я окончила вуз с красным дипломом, став первым человеком в семье, получившим высшее образование (у родителей средне-специальное, и они никогда не были отличниками ни в школе, ни в училище). Впоследствии я продвинулась по карьерной лестнице, материально обеспечена, вышла замуж, и можно сказать, что добилась куда больших успехов, чем родители. Но все равно в каких-то вещах продолжаю ориентироваться на их мнение. В частности, мама никогда не сидит без дела, у нее дома всегда порядок, цветы на клумбе, домашняя еда. А я не такая организованная, хоть и стараюсь. У меня периодически бывает немытая посуда и беспорядок, иногда я покупаю готовую еду (хотя готовить мне в принципе нравится), растений в доме не держу, потому что забываю их поливать. Я также не всегда выгляжу идеально, иногда ленюсь заниматься спортом. Из-за стрессов на работе несколько лет назад появились проблемы со щитовидной железой, и я вынуждена принимать таблетки всю оставшуюся жизнь. Работу я сменила, и сейчас она не настолько тяжелая и нервная. Но я не всегда чувствую себя бодрой и энергичной, стала меньше тратить энергию, больше сидеть на месте и из-за этого испытываю чувство вины, что я не живу на полную мощность, не выкладываюсь в своих хобби, которыми занимаюсь до сих пор. У меня есть и свои проекты, и на их реализацию нужно много времени и сил, но я часто прокрастинирую, смотрю Youtube или играю в компьютерные игры вместо того, чтобы заниматься самообразованием, спортом или своими творческими проектами. Даже если ролики, сериалы и игры в свободное время приносят мне удовольствие, оно имеет какой-то странный привкус вины. Как будто я потратила зря время, которое могла бы использовать с большей пользой. Например, приготовить что-то или помыть полы. Даже чтение книг, особенно если это происходит запоем в течение нескольких дней, может вызывать это чувство. Оно добавляет ложку дегтя в бочку меда, и мне пока не удалось убрать его из глубин сознания. Буду очень благодарна, если вы подскажете мне способ избавиться от него.
Автор вопроса: Полина Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Рыжкович Ирина Леонидовна.
Здравствуйте Полина
Ваше чувство вины вполне объяснимо, так как многие из нас росли с родителями и часто с бабушками или дедушками, которые действительно никогда не сидели без дела. Но прочитав всю вашу историю хочется сказать, что ваше подсознание хочет отдыха, поэтому и подталкивает вас заниматься «бесполезными» делами. Но так ли они бесполезны? Они ведь приносят вам большое удовольствие, правда же? И вы вините себя за то, что вас тянет к этим приятным занятиям. Почему у вас не хватает времени и сил на ваши проекты и хобби? Может быть потому что это не столь любимые и желанные проекты? Или ваши хобби, которым судя из написанного уже много лет, перестали быть для вас приятны и пришло время поискать другие хобби? Ведь для кого-то чтение книг является хобби, но у вас вызывает чувство вины. Вы пишите, что испытывает неприятные эмоции от того, что не столь хозяйственны как ваша мама. НО я думаю пришло время вам хорошенько подумать, что для вас важнее. Быть очень продуктивным человеком, у которого много проектов или человеком, который живёт в своё удовольствие? Не кажется ли вам что от всех перечисленных дел, которые вы не делаете веет холодностью? Ну как будто это всё для робота больше подходит, у которого нет чувств и эмоций, который делает, делает и делает. Ваше подсознание подталкивает вас к тому, что вам приятно. Ваше сознание в это же время сопротивляется.
Сделайте упражнение.
Опишите 2 образа ну или можете больше. Первому присвойте все те дела и достижения, о которых вы пишете. Затем опишите свой нынешний образ, и если хотите можете создать также промежуточный образ, то есть человека, который деятельный более вас нынешней, но менее вашего идеального (первого) образа. Затем хорошенько присмотритесь к созданным образам. С кем бы вы хотели подружиться? С кем вам было бы легче и приятнее общаться? С кем вы бы предпочли работать? Посмотрите на свой эмоциональный отклик. Не разумом, а именно через эмоции.
Вам правда больше всего нравится тот идеальный человек, которым вы стремитесь быть? Или же вам больше по душе та, кто работает, себя обеспечивает, что оценивает вас как человека старательного, дисциплинированного. Но в свободное время занимается приятными для себя делами, пусть иногда и «бесполезными».
Я думаю вам стоит пересмотреть или осознанно создать свой «идеальный» образ себя, но очень важно чтобы он был адекватен вашим физическим и моральным возможностям. И когда вы пересмотрите его, думаю ваше чувство вины утратит свою силу.
С уважением Ирина