Недавно потерял жену. Какова моя дальнейшая деятельность?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я недавно потерял жену. Она умерла от страха, просто остановилось сердце в темноте,. В темноте, потому что она была изнасилована в 15 гинекологом, когда тот попросил закрыть глаза и дал рукам свободу. Осталась травма, страх темноты. Она раза два успела полежать в психушке.
Никакой пользы не принесло, только хуже стало. Мы только-только опять сошлись после 3 лет расставания. Никаких особо депрессивных признаков последнее время не было, просто счастливой она никогда и не была.
В тот день я был в магазине, чтобы купить свечи( электричество отключили). Пришел-она мертвая лежит. Я конечно понимаю, что это не моя вина, но и в 15 и после этого долгое время я был с ней, думаю, что смог помочь, если бы чуть был внимательнее, более чутким. Ну и конечно не оставлял ее в тот день. Как будто все время смотрел со стороны и бездействовал. Еще думаю я смог бы помочь людям, защитить. Я был спецназовцем, короткое время, но у меня это хорошо получается. Просто жутко не хочется лезть в это насилие опять. С детства хватает его. Главная проблема-пойти опять на службу и попытаться изменить в этом мире хотя бы что-то в ущерб себе и своей психике, или уже успокоиться и жить нормально, зная, что мог бы сделать что-то поважнее, чем тупо программирование или что-то такое...
Автор вопроса: Рене Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Рене!
Потеря близких людей всегда поднимает в нас множество чувств и эмоций, помимо переживания самого горя потери. И очень часто они направлены на самого человека – мало уделял внимания, плохо заботился, недостаточно сделал для его спасения. И иногда именно они становятся тем усложняющим фактором в переживании самой потери, которые не дают смириться с ней, позволить памяти о близком занять достойное место в наших воспоминаниях, унять горечь и позволить продолжать жить дальше.
Очень часто человеку сложно понять, чем он может помочь другому в трудную минуту, как помочь справиться с переживаниями и страхами, которые влияют на его жизнь после травмирующего события. Иногда это просто быть рядом, своим вниманием и теплом отогревая его болящую душу. Иногда это совет и поддержка в обращении за помощью к кому-то более компетентному, а иногда даже волевое решение о таком обращении. Но всегда помощь может и должна быть оказана по просьбе того, кто в ней нуждается (мы сейчас говорим о случаях, в которых травма не нанесла значительного урона личности и психике самого человека). Поэтому «казнить» себя за то, что Вы чем-то конкретным не сильно помогли или недоглядели в ситуации со смертью Вашей жены, можно, если чувство вины поможет Вам признать свое бессилие, но не стоит, потому что невозможно 24/7 опекать другого от того, о чем он мог позаботиться и сам.
Знаю, что боль от потери может ранить не хуже самого страшного оружия. Но есть и другая сторона потери – признание, что человек был рядом потому, что чувствовал себя рядом с Вами в безопасности, потому что доверял Вам настолько, что страх, который, похоже, преследовал ее после того случая отступал и давал возможность наслаждаться жизнью и близостью. А еще, похоже, проблема была не только в этом, но и в слабом сердце, поскольку не будь оно подвержено этой слабости подобное бы не случилось.
Переживание потери требует времени. И не только потому, что оно по утверждению «лечит», а потому что дает возможность принять ее и сделать если не теплыми воспоминания об ушедшем, то хотя бы не такими болезненными.
Как говорил Воланд в «Мастере и Маргарите»: «Все мы смертны. И иногда смертны внезапно». Такое могло быть с кем угодно, но случилось тогда, когда не ожидали и с тем, кто был близок и важен. Но так бывает.
Важно, чтобы факт потери не стал для другого местом остановки надолго, не остановил его движение вперед, не стал точкой невозврата к себе. Поэтому Ваш вопрос «Какая моя дальнейшая деятельность?» так важен для Вас самого, поскольку дает надежду на продолжение движения. И очень хорошо, что Вы задумываетесь о возможности помощи другим. Возможно, именно движение в этом направлении поможет Вам легче справиться с собственной потерей. А помогать можно. И не только с оружием в руках. Вы еще достаточно молоды, чтобы освоить и более мирные способы такой помощи. Знаете, даже в нашу профессию многие приходят после того, как столкнулись с потерей в своей жизни. И этот способ помощи другим ничем не хуже, чем вооруженный.
Поэтому, возможно, Вам стоит задуматься о выборе своего дальнейшего пути в жизни. И для этого хорошо бы, чтобы процесс проживания горя от утраты проделал предназначенный ему путь. Это можно сделать в работе со специалистом нашего профиля, как очно, так и онлайн, благо предложений в этой сфере сейчас предостаточно. А можно просто делая то, что умеешь лучше всего или что хочешь делать.
В любом случае, Ваша жизнь уже не будет прежней. Возможно, в ней появятся новые лица и новые горизонты для роста и развития. Главное не застывать в процессе проживания горя, не потерять смыслы жизни или постараться найти новые.
Жизнь и дальше будет отнимать тех, кто нам важен и любим. Но наши воспоминания оставят их с нами настолько долго, насколько мы сами того захотим. И тогда воспоминания о них можно сделать ресурсом для новых своих достижений, источником сил для движения дальше.
Очень помогают в этом случае планы на жизнь, как это не смешно звучит (хочешь насмешить бога, строй планы на жизнь). Но именно планирование помогает нам вновь возвращаться к жизни после потери, именно они придают смысл нашему желанию двигаться дальше, именно они успокаивают боль от потери.
Поэтому кратко подведу итоги своим рекомендациям:
- дать возможность работе горя примирить Вас с потерей и унять боль от нее;
- оглядеться в возможности приложения своих сил и желаний в новых условиях жизни;
- начать строить новые планы для реализации вновь поставленных целей.
И быть среди тех, кто сможет поддержать Вас на этом участке пути.
С уважением, Елена Гладкова