Совершаю необдуманные поступки, не могу себя простить за бездействие.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Заметила за собой особенность создавать себе проблемы на ровном месте, а потом страдать из-за этого. Бывает моменты когда мне плевать на все и я совершаю необдуманные поступки , потом через какое-то время меня я начинаю паниковать, не могу спать по ночам, бросает в пот, ужасное самобичевание начинается. Очень ужасно себя чувствую в такие моменты как будто весь мой мир разрушился. Например из моего последнего поступка (вернее бездействия) из-за которого я страдаю все время плачу не знаю как буду жить дальше если мои предположения окажутся верными. Год назад я переехала в новую квартиру, в ванной комнате есть не большое окно, если прогнуться и посмотреть виден балкон соседей. Весь год меня особо не волновало (да, очень глупо и аморально) что меня могут увидеть голой или справляющей нужду в ведро (санузел был в поломке). Сейчас у меня в голове засела мысль что меня могли снимать на видео и выложить в интернет. Сильная фобия началась, если кто-то рядом посмеялся кажется что с меня, знакомая два раза при встрече сделала вид что не знает меня, кто-то случайно посмотрел на меня, все , думаю точно меня снимали. Прихожу домой и плачу, боюсь выходить на улицу. Стыд просто сжирает меня внутри, не представляю как я буду жить с этим позором, упрёками, насмешками. Боюсь моих родных будут стыдить из-за меня. Не могу понять почему я не заклеила это окно плёнкой какой нибудь, почему я так безответственно себя повела, в голове не укладывается. Пожалуйста помогите разобраться что со мной, я в очень критическом состоянии, чувствую полным ничтожеством, полностью осознаю свою вину, не могу себя простить за бездействие. Не знаю к кому обратиться, куда бежать и что делать.
Автор вопроса: Inna Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Радионова Ольга Александровна.
Inna, здравствуйте. Насколько правильно я поняла, чувство вины и стыда “сжирает” Вас и не дает полноценно жить. Давайте разбираться.
Inna, Вы написали, что создаете проблемы на пустом месте, а затем из-за них страдаете, скажите, такая своя особенность у Вас была всегда? Вы можете описать с какого возраста Вы сами создаете себе проблемы? Была ли в жизни у Вас реальная ситуация, когда “мир обрушился”?
Затем Вы написали про окно в ванной комнате, из-за которого Вы себя стыдите и клеймите, а почему возникло самобичевание именно сейчас? Что произошло такого, что Вы подумали будто Вас снимали и выложили в интернет? Какие события произошли в Вашей жизни, что могла возникнуть такая мысль?
Я понимаю, что очень тяжело жить с чувством стыда и бесконечно себя “закапывать”, делая только себе хуже и хуже.
В такие неприятные для Вас мысли нужно попробовать стать себе заботливым родителем или близким другом. Мне понравилось выступление одного зарубежного психолога, который говорил о том, что когда с нами случается неудача, мы, вместо оказания первой помощи, делаем свою рану только глубже. Он сравнил душевную рану с телесной. Когда мы нечаянно обо что-нибудь порежемся, то первым делом ищем способ остановить кровь и наклеить пластырь. А вот когда оказывается уязвима наша самооценка, то мы добиваем себя. Получается, парадокс, есть забота о теле и нет заботы о психическом благополучии.
Так вот, представьте, что Вас близкий друг попал в такую ситуацию и чувствует стыд и позор, что бы Вы ему сказали? Как бы поддержали его? Попробуйте, напишите письмо самой себе как близкому другу, которого хотите поддержать. Так часто происходит, что теплые слова можно найти для друзей и родных, но себя каждый раз зачем-то нужно наказать еще больше. Попробуйте этот прием.
Теперь по поводу реального вашего окружения, есть ли у Вас близкие друзья? Какие отношения у Вас с родными?
Вы написали, что боитесь того, что Ваших родных будут стыдить из-за Вас. А за кого Вы больше всего боитесь?
Чувство вины и стыда, насколько давно свойственно Вам обвинять саму себя за что-либо?
Чувство вины - это чувство “плохости “себя, неполноценности, неуверенности в себе. В основе этого чувства могут находиться негативные убеждения(мысли), которые автоматически возникают при различных ситуациях и приводят к чувству вины. Про чувство стыда можно сказать, что оно близко к чувству вины, только это уже касается страха общественного порицания. “Я плох” для других, меня презирают, осуждают, накажут или отомстят. То есть, чувство вины направлено к плохости собственного “Я”, а чувство стыда-”плохость” в глазах общества. Эти чувства можно проработать через нахождение негативных установок.
Есть ощущение, что у Вас нет права на ошибку, нельзя нигде оступиться, а иначе будет наказание. Видимо, следуя этому принципу, Вы каждый раз и наказываете себя.
Определенные убеждения возникают, как правило, во взаимоотношениях с самыми близкими, нашими родителями. То есть, в основе наших глубоких чувств вины и стыда лежат какие-либо травмирующие для нас ситуации. То есть, они нам нужны, чтобы не чувствовать более глубокую боль. Таким образом, в основе терапии стыда и вины, нужно пойти в травмирующую ситуацию, к источнику первого возникновения чувства вины, когда ребенок посчитал, что это он не прав, он виноват, даже в ситуации, если обидели его. Проработав эту ситуацию, можно выйти из сценария травмирующего события и поменять свое поведение, налаживая контакт с собой и с окружающими.
Inna, поищите свои ресурсы, свои источники энергии и сил, в общем все то, что Вас радует и дает ощущение счастья (книги, фильмы, прогулки, чашка кофе, разговоры с подругой и т.д.) Постарайтесь выписать как можно больше пунктов и обращайтесь к ним, когда будете чувствовать упадок сил.
Inna, начните вести дневник ценности, хвалите больше себя каждый день за любую мелочь, даже за ту, когда каждый раз себя ругаете.
Inna, большинству людей зачастую вообще нет дела до других людей, так как они погружены в свои собственные проблемы. Попробуйте не принимать смех или взгляды на свой счет. Давайте посмотрим другим взглядом на Вашу проблему, окошко маленькое, вряд ли что-то можно снять на камеру с другого балкона, скорее всего, ничего видно не будет.
Я желаю Вам стать себе лучшим другом, который поддержит, когда больно и не даст упасть. Если будет возможность и желание проработать себя, то обращайтесь.
С уважением, Радионова Ольга.