Как избавиться от чувства вины за смерть мужа?

Вопрос психологу:
Была замужем 9 лет, очень сильно любила и люблю мужа. Летом 2020 года мой муж попал в лапы аферистов и мошенников. Очень распространенная схема, берут на тебя кредиты и потом через пару - тройку месяцев кидают. Перед этим я пыталась отговорить, но не смогла, поругались, в итоге принял решение сам. Я об этой ситуации никому не сказала, в том числе родителям и родственникам. В 2021 в Январе мой муж заболел онкологией, рак крови (В 2009 был первый раз, но вылечился). Как говорят врачи, в нашем случае повторное заболевание - 99% это нервное. Если бы этой ситуации не было, то скорее всего болезни бы не было (ну или бы она протекала не в такой тяжелой форме). Боролись почти полтора года, каждый день. Было очень сложно, постоянные больницы, капельницы, химии, плохое самочувствие, перепады настроения. Потом долгожданная ремиссия, но через месяц рецидив и все... Организм был вымотан как физически, так и эмоционально. Ну дальше что рассказывать, шок, горе, ужас, потеря. Я долго приходила в себя, мне крайне сложно в принципе и по сей день, потому что я считаю себя виноватой. Я жена, я поддержка, я опора для него. Если бы я рассказала о кредитах, нам бы помогли, мы бы вместе что-то придумали с родителями. Он бы не нервничал так, даже как в последний жизни, видела смс от банков и как он писал этим мошенникам. Виню себя за его смерть. Каждый день. Думаю, что где-то в глубине души и его родители винят меня, хотя не показывают этого. Но порой мне кажется, что вижу и чувствую эту злость от них. Как избавиться от чувства вины за смерть близкого? Я хочу жить дальше.
Автор вопроса: Кристина Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Киселёва Алёна Александровна.
Кристина, добрый день.
Сочувствую вашей утрате и вашему горю. Вы попали в очень сложную ситуацию, в которой любой человек не знал бы, как ему поступить, поскольку она стрессовая, и скажу больше, она кризисная. Гадать, как бы было, сделай вы как то по-другому бессмысленно, как минимум, но мысли потоком летят, влияют на вас и с ними приходиться как-то жить, а это не та жизнь, которую вы хотели бы. Это я прочитала в вашем тексте.
Я бы разделила понятийно вину и стыд. Вина – когда я действительно сделала что-то не так, а вот стыд – «я плохая». Если вы чувствуете себя плохой, то это одна работа (работа с личностью), а если человек совершил неправильный поступок, и исправить его невозможно, нужно работать с принятием (с терапевтом).
Вы уже сейчас можете почувствовать, что внутри. Стыд – невротическая история, чаще тянется тяжелым грузом долгую жизнь, то есть нередкий гость в вашей жизни. А вот вина совершенно нормальное, я бы сказала человеческое чувство, она служит на благо человека, с тем, чтобы постараться исправить неправильный поступок и жить дальше.
Хотелось бы прояснить ситуацию, почему сам муж не обратился к родителям? Быть может, для него это само по себе было травматично, и где гарантии, что рецидив бы не вернулся после того, как родители помогли? Жизнь сложна, что случилось, то случилось. Пока мы сцеплены с мыслями о том «А что если?», в ситуациях, где не в наших силах что либо изменить, мы обречены на невроз и жизнь «на автомате». Я могу вам сказать – вы не виноваты, но вы же мне не поверите? Нужна работа для того чтобы разобраться с мыслями и научиться жить с тем, что в актуальном состоянии имеем, принять безнадежность попыток исправить что-либо, разобраться с виной, разработать план на ближайшее время и начинать жить по-другому, найти поддержку внутри себя, вовне, поскольку процесс горевания может быть очень болезненным.
Я приглашаю вас в работу. Всего вам хорошего.