Я выступаю в этих отношениях неким "спасателем". Обида, что я дорожу отношениями больше, чем он.

Вопрос психологу:
Нахожусь в отношениях с молодым человеком 3 года. Он на два года старше меня и это его первые отношения. Каждый раз когда возникают тяжелые жизненные ситуации человек расстается со мной, причём самым странным способом- с помощью сообщения. Происходит это все как-будто импульсивно и неожиданно. Я выступаю в этих отношениях неким "спасателем", потому что считаю, что нерешаемых ситуаций нет, нужно лишь приложить усилия и разговаривать друг с другом. Но отдачи от него я не вижу, когда говорю, что мне больно от таких поступков и действий, что это меня очень травмирует, он начинает оправдываться и переводить фокус внимания на себя и на то, как плохо ему. Я перепробовала уже всё, что могла, но человек меня абсолютно не слышит и только обещает пересмотреть какой то вопрос, но ничего не меняется. Говорит, что не умеет брать ответственность, хочет этому научиться, но не получается. Из-за этого возникают постоянные ссоры и упреки, потому что меня настигает отчаяние и боль. Меня не понимают и не слышат. Не закрывают мои минимальные потребности. Я не чувствую, что нужна человеку, что он действительно дорожит мной и что я в его жизни занимаю одно из важнейших мест. Сначала я пытаюсь говорить словами по несколько раз,что для меня очень важен какой то момент в отношениях, что меня что то беспокоит. Через какое то время я понимаю, что меня не слышат, начинаются ссоры, которые перерастают в истерики и бесконечные слезы от отчаяния. Меня кормят бесконечными обещаниями, что все поменяется, что он научится брать ответственность, что все получится и наладится, нужно только подождать. Но проходит год, два и я не вижу кардинальных изменений . Когда мы расходимся он как будто отдыхает от меня, потому что не нужно напрягаться, пытаться решить проблемы и найти компромисс. Я каждый раз верю в его обещания и надеюсь, что что-то изменится, ведь нужно всего лишь приложить усилия и проявить инициативу. На днях мне снова пришло смс о том, что человек устал терпеть бесконечные ссоры и упреки в его сторону, что он всё это копил в себе и разлюбил меня. Такая ситуация повторяется уже не первый раз, я пыталась говорить с человеком, просила садиться и высказывать то, что ему не нравится, но все мимо. По его словам: " он впадает в какое то депрессивное состояние, когда наваливается много проблем и хочет побыстрее избавиться от них, забиться в угол " а легче всего, видимо, избавиться от меня, а потом извиняться и жалеть. Скажите, стоит ли верить в то, что что-то может измениться или стоит бежать? Когда проблем в жизни не так много, то мы абсолютно счастливы и он старается что-либо поменять. Я люблю этого человека, но не могу помочь тому, кто отвергает эту помощь и не держится за меня. У меня сидит постоянное чувство обиды за то, что я дорожу этими отношениями больше чем он и всегда пытаюсь найти выход из ситуации, а он просто убегает от проблем и скидывает с себя ответственность.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Екатерина, здравствуйте.
Вы пишете, что Ваш молодой человек не умеет и не хочет брать ответственность, чувствуете, что вкладываетесь в отношения больше, чем он.
Екатерина, из Вашего письма не понятно, какую часть ответственности молодой человек должен взять на себя и избегает этого, в каких ситуациях "сбегает", предпочитая отказаться от отношений? В чем заключаются сложные времена для вашей пары? Какие именно поступки и действия мужчины вас травмируют? В письме не описано ни одного конкретного случая, где мужчина «подвёл» Вас, не взяв ответственность. Какие именно Ваши минимальные потребности мужчина должен удовлетворять?
Как видите, у меня самой больше вопросов к Вам, чем каких-либо предположений.
Екатерина, может быть и молодому человеку так же не совсем понятно, чего от него хотят? Мужчины предпочитают конкретику: что именно он может сделать, чтобы достичь компромисса, каким образом может доказать и показать, как Вы для него дороги, в чем проявить инициативу?
Не получается ли так, что Ваши ожидания от его поведения и поступков завышены настолько, что мужчина просто не может им соответствовать, и поэтому предпочитает «слиться» - выйти из отношений, хотя бы для того, чтобы увеличить дистанцию, отдохнуть, уменьшить напряжение и Ваше давление? И нужно ли человеку стремиться всегда соответствовать ожиданиям других, вправе ли мы требовать этого?
Возможен и другой вариант: действительно, партнер не может услышать Вас и принять во внимание Ваши пожелания, претензии и просьбы измениться. Возможно, он не стремится к продолжению отношений, и удерживает их только Ваше «спасательство» (как Вы называете стремление изменить своего мужчину). Вы стремитесь взять под свой контроль решение трудностей в отношениях, требуя от партнера «стать таким как я хочу!» и переделать его, «помочь» ему стать инициативным, ответственным.
А Вы сами слышите партнера? Он прямо Вам говорит, что устал от ссор, упреков и истерик, что ему проще завершить отношения, чем бесконечно разбираться в том, что он снова сделал не так. Но Вы как будто его тоже не слышите и не желаете ему верить.
Екатерина, идея, что партнер должен соответствовать Вашим ожиданиям, должен проявлять инициативу, должен нести ответственность, должен чувствовать Ваше настроение и предвосхищать недовольство - это нерабочая идея, и отношения на этой основе выстраиваются, в основном, непродолжительные и бесперспективные. До тех пор, пока партнеру не надоест соответствовать.
Да и сами отношения, в которых всегда «нужно напрягаться, пытаться решить проблемы и найти компромисс» – выглядят довольно непривлекательно, это вообще не про доверие, не про взаимоподдержку и не про свободу, а про весьма сомнительную перспективу и нежелание эти отношения развивать.
Как вариант: долженствование хорошо прорабатывается в личной терапии, при взаимодействии с психологом, поскольку важно разобраться, как сформировалось и закрепилось такое мышление, повышенная требовательность к другим людям.
С уважением, Федорова Елена.