Навязанное мне чувство вины или я действительно виновата?

Вопрос психологу:
У меня была прочная эмоциональная связь с человеком в интернете. Мы были очень близки и я испытывала к нему симпатию, как к мужчине, а не как к другу. Мы делились многими вещами и одной из таких была его история о том, как его бросила без объяснения причин девушка. На тот момент, когда он рассказал это, мы только познакомились, но я уже стала чувствовать какой-то груз, что в случае, если этот человек меня обидит, я словно бы не смогу уйти от него. Мы общались 5 месяцев, я в него влюбилась, но постоянно ощущала дискомфорт, а иногда, когда удавалось про него ненадолго забыть, я прямо таки отдыхала и после, начиная думать о нем снова, панически не хотела этого, боясь, что мне опять будет дискомфортно. Он постоянно жаловался на то, какой он несчастный, следил за мной в соц сетях, думал, что я об этом не знаю, манипулировал молчанием, если я отвечала не через секунду, он зеркалил мое поведение, затем он признался мне в своих чувствах, но не предложил никаких отношений, не хотел приехать ко мне, просто хотел "наслаждаться" мной. Я тоже призналась в чувствах. Затем между нами произошел небольшой конфликт, точнее я просто попросила его быть более внимательным ко мне, после которого он сначала обиделся, не выходил на связь два дня, затем пришел с листом претензий в мою сторону и жестко поставил меня "на место" и обозначил, что он не хочет быть со мной, чтобы я не высказывала ему претензий. Тогда сквозь боль я решила его заблокировать и везде удалить, а теперь чувствую вину, что поступила с ним также, как его бывшая. Неужели я действительно плохой человек или он изначально связал меня по рукам и ногам своей историей, чтобы разжалобить. Мне все время было рядом с ним плохо, но внутренний голос постоянно оправдывает его, говоря, что я сама во всем виновата...
Автор вопроса: Ангелина Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Алещенко Елена Анатольевна.
Здравствуйте, Ангелина!
Как правило, чувство вины – это выученное чувство, сформированное в детстве.
За что чаще всего винили в детстве? Что первое приходит на ум?
А какие у тебя были отношения в семье?
Как ты понимала, что тебя любят?
Бывали ли в семье манипуляции на чувстве вины из серии: «если ты не съешь кашу, то я обижусь?».
Вам надо было заслужить внимание и одобрение родителей своим поведением, хорошей учебой и т.п. или они любили и принимали вас безусловно, только за то, что вы есть, что вы их дочь?
Работа с чувством вины – процесс небыстрый, но от него нужно избавляться, это токсичное чувство. Но сам факт, что вы обратились по этому поводу за консультацией, говорит о том, что вы чувствуете потребность что-то изменить в себе.
Думаю, тут надо беседовать, минимум три-пять сессий, чтобы научиться принимать себя такой, какая ты есть, различать чужие границы. Мы можем попытаться выстроить продуктивный стиль общения, чтобы вы смогли создавать крепкие отношения, и в будущем брак.
Я предлагаю тебе сейчас подумать, вспомнить и выписать все основные причины того, где, в чем и почему ты себя винишь.
«Тогда сквозь боль я решила его заблокировать и везде удалить, а теперь чувствую вину», - получается, ты сейчас винишь себя и не принимаешь то решение, которое ты приняла?
За что винишь себя?
В здоровых отношениях партнеры чувствуют себя в равном положении и хорошо знают как о своих преимуществах, так и о недостатках. Когда мы действительно любим и любимы в ответ, то не стараемся заслужить любовь партнера, а партнер не требует от нас быть лучше, чем мы есть сейчас.
Ангелина, попробуйте на день-два отпустить ситуацию. Отвлечься и чувствовать жизнь вокруг и себя в ней.
Ничего не оценивайте, отдохните, погуляйте, хорошо выспитесь. Займитесь тем, что вам приятно. Что-то купите себе, что вам захочется, хотя бы мелочь или что-то вкусное – порадуйте себя.
Напишите о десяти вещах в жизни, которые вас радуют, дают вам ресурс (цветы, ароматы, вкусные вещи, прогулки, посещение интересных мест), десять хороших событий, произошедших с вами в течение недели.
Старайтесь слушать себя, быть собой.
Я готова с вами работать, оказать вам психологическую помощь. Нужно определиться со временем.
Напишите мне в личных сообщениях свои вопросы – я отвечу.
Рада была помочь. Если нужна моя помощь, обращайтесь. Информация о получении индивидуальной консультации размещена в личном кабинете на этом сайте.
С уважением, Алещенко Елена Анатольевна