Ребенок после бабушки игнорирует, что я говорю. Психологическая травма, аутизм или проблема во мне?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Ребенку 1.6 года. Я начала замечать, что он перестал выполнять просьбы и воспринимать то, что я говорю. Буквально месяц назад он показывал ладушки, шел, когда говорила «иди поцелую», шел кушать, купаться и гулять, когда я его ждала. Дальше.. я отдала его на месяц бабушке. Приехала к ним и он первое время меня сторонился. Сейчас все наладилось, но теперь он полностью игнорирует то, что я говорю и прошу. Бабушка сказала, что он давал, приносил, реагировал на просьбы пока меня не было. Сейчас этого нет. К тому же, ребенок не говорит, только слоги. На все показывает пальцем, что он хочет. Я начиталась в интернете, что если он не воспринимает то, что ему говорят в этом возрасте или просят - это аутизм! Я безумно напугана! Нервирую ребёнка, потому что начала постоянно задавать ему вопросы, требовать, что бы он что-то выполнил и когда он игнорирует , меня все больше это загоняет в депрессию… скажите, это болезнь? Или это так повлияла разлука его со мной? Может быть психологическая травма!? В остальном он все понимает, играет в игрушки, кушает ложкой, когда одеваю его, он продевает ручки и ножки. может это откат навыков?? Тогда через сколько все станет на место? Помогите, пожалуйста.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Штолленверк Анна Романовна.
Здравствуйте, Анастасия!
В вашем письме чувствуется, что вы очень волнуетесь и переживаете за ребенка! Вы - хорошая мама!
Конечно, для ребенка было большим стрессом, вдруг мама пропала, он оказался в другом месте, даже, если вы объясняли ему, что мама скоро вернётся. Поэтому абсолютно нормально, что за месяц ребенок от вас отвык и стал сторониться. Стало ли расставание с мамой для него сильной психологической травмой, я сейчас не могу сказать, поскольку у меня не хватает информации. В любом случае ребенка лучше посмотреть очно или онлайн с видеокамерой, чтобы было понятно, как он реагирует на вас и ваши просьбы, как играет, понимает обращенную к нему речь.
Относительно аутизма, у дети с РАС отмечается отрицательная реакция к прикосновениям, купанию, многие не переносят яркий свет или громкие звуки, отмечают отсутствие фиксации на лице человека, так называемый „взгляд мимо“ или „скользящий взгляд“, потому что глаза являются источником сильных воздействий и для аутичного ребенка взгляд служит сигналом угрозы.
Ребенок 1,6 лет должен соотносить слово с предметом, говорить осмысление слова мама, папа, стремиться повторять слова за взрослым, в среднем произносить 50-70 слов, к двум годам говорить короткими фразами „ мама, дай!“
Вы абсолютно правы, что внимательно относитесь к развитию ребенка! Всегда легче скорректировать развитие на ранних возрастных этапах, потому что до 3 и затем 7 лет пластичность мозга максимальна.
Но не в коем случает не стоит нервничать и зацикливаться на каких-то реакциях ребенка. Ваша тревога передается ему. Постарайтесь, проявлять больше любви, терпения, ласки и заботы!
По поводу детского развития, рада буду вам проконсультировать. Пишите в телеграмм @Anna_Stollenwerk
Растите здоровыми и счастливыми!
С уважением,
Анна Штолленверк