Все друзья от меня отвернулись.

Вопрос психологу:
Добрый день. Я чувствую себя одиноко. У меня есть работа, любимый человек, прекрасные отношения в семье, у меня есть хорошие знакомые, но нет друзей. У меня всю жизнь были 1-2 подруги, с возрастом они менялись, их становилось то больше, то меньше, но стабильно был рядом со мной 1-2 человека, которым я можно полностью доверять, открыться, получить поддержку, поддержать их, если это нужно, элементарно те, с кем я могла обсудить что нового в наших жизнях происходит, сидя в кофейне. Но в последний год оказалось, что я осталась сама. Одна подруга ударилась в религию и прекратила со мной общение, разные взгляды на жизнь, так бывает. Ещё одна начала меня игнорировать, ей всегда нужна была я в трудные моменты, а когда у неё жизнь наладилась, она мне даже писать перестала, о встречах вообще молчу- всё останавливается на сообщениях "Надо встреться!-Надо!" и всё. С третьей подругой примерно тоже самое, она, как и вторая, кстати, всегда отдавала предпочтение в пользу новых друзей, а не меня. Мне от этого очень грустно. Я всегда готова была им помочь и выслушать. Мне очень нужно было их общение. я чувствовала себя полезной и в связи с окружающим миром. Когда у них всё хорошо - я им не нужна. Я долго думала над этим, может со мной что-то не так? Если от меня отворачиваются люди, значит проблема во мне? Может я не такой хороший друг, как я думаю?
Автор вопроса: Алина Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.
Здравствуйте Алина!
Общение - очень важная составляющая нашей жизни, и если у человека нет друзей, он чувствует себя ненужным, неинтересным, то конечно же, он переживает об этом.
Если брать текст буквально, Вашу грусть Алина, можно рассматривать как эпизодическое состояние. В этом состоянии нет ничего страшного или неестественного, переживание грусти очень важное состояние, которое помогает нам понимать переживать те или иные потери, восстанавливаться после них и продолжать жить дальше.
Причины могут быть и в Вас и извне.
Возможно у Ваших подруг поменялись жизненные обстоятельства? Когда кто-то из приятельниц выходит замуж и рожает ребенка, то меняются её статус и интересы. Дружить в садике, школе и университете, например, проще - там одинаковые интересы. Есть взаимопомощь, взаимовыручка. Повзрослев, мы все меняемся. Меняются и взгляды на жизнь, как вышло у Вас с первой подругой. Это - вариант первый.
Есть и такой вариант : в настоящей дружбе,не должно быть места для конкуренции и соперничества. Обычно бывает так, что одна успешнее другой из подруг. Например, в профессиональной сфере. В борьбе за первое место люди не замечают, как превращаются во врагов. Я не имею ввиду Ваш случай. Еще хуже, когда искренние отношения рушатся из-за мужчины.
Третий вариант - есть такая поговорка, что о человеке многое может сказать поведение в разных ситуациях. Он Вас поддерживает только когда Вы находитесь в кризисной ситуации? Или же и тогда, когда у вас все хорошо? Нужно делиться с подругой счастливыми моментами жизни. Настоящая дружба познается не только в трудных жизненных ситуациях. Бывает так, съездила с мужем в отпуск в Турцию, а подруга в Краснодар. И она перестает тебе звонить.
При нежелании быть одному, то работать нужно именно над этим. Что страшного в том, чтобы быть "в одиночку"? Потому как, объективно, даже если в данный момент не складывается отношения с подругами, в современном мире нет ничего сложного в том, чтобы найти себе компанию. Как минимум, можно записаться на какой-то мастер-класс абсолютно любого направления, и там при совместной деятельности, всегда есть общение и возможно, появятся новые подруги.
Мы всегда интересны другим ровно настолько, насколько интересны сами себе, мы транслируем свою ценность окружающим, это неизбежно, и здесь стоит вопрос , об обретении здорового самопринятия себя. Ну и привычка реально принять себя САМОСТОЯТЕЛЬНО, без оглядки на мнение других.
Правильный вопрос, который стоит задать самому себе: «Чего именно мне не хватает, чтобы быть хорошим другом?»
И если этот вопрос будет у Вас «внутренним радио», Вы Алина, всегда найдёте на него ответ. У нас у всех есть обязательный внутренний ресурс для ответа себе. Главное - распознать его. В этом, если сами не справитесь, обратитесь к специалисту.
В моем понятии, помогать и ощущать, что ты кому-то нужен, очень целительно для нас самих, в чувстве одиночества. Для достижения счастья важно не только получать поддержку, но и оказывать ее. И кто знает , кто ещё будет нуждаться в Вашей поддержке или поддержит Вас , Алина.
На своём личном опыте могу назвать дружбу « путешествием в поезде».
Одни люди едут с Вами от начальной станции, и до конечной. Другие - выходят на каких-либо промежуточных остановках. Третьи - заходят позже и едут до конца пути. Так бывает и дружбе.
Ваш путь, если сравнивать с поездкой в поезде, ещё совсем небольшой. Все у Вас впереди Алина. Изучайте себя, свои добрые качества характера, и применяйте их в отношениях с людьми , независимо от ответной реакции других. Это сложно. Но этому стоит учиться, а значит укреплять «духовный иммунитет». А также - учитесь распознавать нежелательные черты характера и поступки и исправляйте их.
То, насколько хорошо вам удаётся справляться со своими чувствами, влияет на эмоциональное состояние. Постоянно находясь в подавленном настроении можно начать неверно толковать намерения других людей. Начинает казаться, будто они пытаются избегать общения с вами, хотя на деле это не всегда так.
Закончу тем, с чего Вы начали Алина - у Вас есть замечательная семья, любимый человек , работа, хорошие знакомые - и это очень многое, что делает счастливым человека!
Всех Благ!