Меня охватывает раздражение, страх и чувство вины после общения с токсичными людьми. Что делать?

Вопрос психологу:
В моем близком окружении есть люди, которые иногда могут проявить пассивную агрессию в общении. Например, это одна моя родственница (не особо близкая, но на семейных торжествах мы вынуждены общаться), которая припоминает какие-то старые обиды на других членов семьи, ей все время кажется, что кто-то что-то не так ей сказал или сделал (причем обиды, на мой взгляд, "высосаны из пальца"). Конкретно я к этому вопросу не имею никакого отношения, но когда "пассивная агрессия" распространяется на моих близких, я не нахожу себе места. Мне это очень неприятно. Меня сильно раздражает общение с токсичной родственницей, порой охватывает какая-то тревога, что, возможно, она обижается искренне и кто-то действительно виноват перед ней. Когда я знаю, что предстоит очередное общение с этой родственницей, у меня портится настроение.
Другой человек - это моя подруга. Она хороший человек, но любит демонстративно обижаться. Её колкие шутки, замечания и язвительные вопросы иногда выводят меня из себя. Мне хочется ответить ей тем же или повысить голос, но я знаю , что если я себе это позволю, то она затаит обиду и будет на меня жаловаться другим подружкам. При общении с ней нужно тщательно подбирать слова, причем сама она часто не следит за своими словами. Меня это раздражает. Если она на меня обижается, то может говорить мне какие-то обесценивающие фразы типа "Такие как ты красивым мужчинам не нравятся" или "То, как ты поступила - тебе все это вернется, аукнется" и т.д. В такие моменты я чувствую негодование, тревогу и иррациональный страх, что я в чем-то виновата и что-то случится. Мне самой это кажется нелогичным, но общение с подругой порой становится неприятным.
Автор вопроса: Mari Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Белова Мария Валентиновна.
Здравствуйте, Mari!
После общения с родственницей и с подругой Вам становится не по себе. У Вас возникают некая тревога / страх, что из-за слов этих людей, из-за их недовольства в Вашей жизни могут произойти какие-либо неблагоприятные события. Их поведение, воспринимается Вами, как пассивная агрессия, направленная на Вас или Ваших близких. Давайте разбираться, так ли это? На самом деле и поведение дальней родственницы, и поведение подруги не имеют ничего общего с пассивной агрессией. При пассивной агрессии человек никогда прямо не выражает свои чувства, пассивная агрессия маскируется или под видом заботы, или выражается в некоем игнорировании, молчании и т.д. В Вашем случае родственница прямо говорит о своих обидах, а подруга не подбирая выражения, говорит много неприятных вещей Вам в лицо. Обидел ли кто-нибудь Вашу родственницу, я не знаю, но подозреваю, что нет. Раз она продолжает общаться с Вашей семьёй и приходит в гости, видимо, не настолько она в глубине души обижена, насколько об этом говорит. Такое поведение может быть связано с особенностями характера, осознанным или неосознанным желанием привлечь внимание к себе. Что можно предпринять в отношении родственницы? Поскольку она приходит даже не к Вам лично, а её поведение Вас бесит, раздражает, можно в дни её визитов запланировать для себя поход в кино / театр / спортзал. Родственницу Вы не переделаете, а избежать или сократить неприятное общение вполне возможно. Есть ещё вариант позаниматься с психологом, разобраться на более глубоком уровне в своих страхах, чувствах, проекциях по отношению к родственнице, и тогда даже не избегая общения с ней Вы не будете терять душевного равновесия. Теперь касательно подруги. Похоже, она имеет непростой характер, она не прочь Вас подколоть, обидеть, обесценить. Если несмотря на эти моменты, эта подруга дорога Вам, то есть её положительные качества для Вас ценнее, чем её недостатки, то тут Вам необходимо научится говорить ей корректно о своих чувствах на её колкости и язвительные реплики. Зачем Вам кричать или отвечать ей тем же? Но и молчать нельзя, иначе ничего не изменится. Вам следует сказать, что Вы чувствуете себя обесцененной, когда она говорит то-то и то-то. Что Вам неприятно, обидно, больно. И посмотрите на её реакцию, если подруга тоже дорожит общением с Вами, она прислушается к Вам, если же нет, то продолжит смеяться, язвить и так далее. И тогда Вам уже решать, нужна ли Вам эта дружба. Желаю Вам удачи!