Проблемы с общением со сверстниками, не знаю, о чем с ними говорить.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня есть проблемы с общением с одногруппниками, до этого, у меня целый год была депрессия, социофобия и пониженная самооценка из-за которых, я не мог нормально общаться с людьми, всегда думал что они лучше меня, даже когда проходил мимо компании сверстников и они начинали смеяться, я всегда думал что они смеются надо мной и из-за этого мне стало очень трудно заводить друзей. Последствия этого остались, я до сих пор не могу смотреть в глаза людям на улице, сразу смотрю вниз на дорогу, не знаю как это решить... Но сейчас, когда я поступил в вуз, я каким-то чудом, смог подружиться почти со всеми одногруппниками, я с ними здороваюсь и иногда говорю на какие-либо темы, но проблема заключается в том, что я просто не знаю о чем с ними говорить. Обычный диалог с ними длиться не более 5 предложений, а потом наступает так называемая неловкая пауза и я начинаю в панике искать в голове вопросы, которые могут продолжить наш разговор, но просто не нахожу их. Обычно на этом наш диалог кончается, я просто начинаю смотреть в телефон и делать вид что с кем-то переписываюсь. Можете, пожалуйста, подсказать, как мне продолжить с ними разговор? Я очень сильно хочу завести настоящих друзей в вузе и с ними спокойно общаться, без всяких неловких пауз.
Можно ли изменить характер? Возможно, мой вопрос прозвучит немного странно и может, даже, глуповато, но мне все же интересно получить на него ответ, звучит он вот так: "Можно ли изменить свой характер?". В жизни, а точнее в старшой школе, я считался как-бы это сказать, клоуном. Т.е, я всегда шутил, смеялся, иногда унижал каким-либо образом других людей или себя, а все ради глупой шутки, над которой посмеются мои друзья. Сейчас, мне противно от себя прошлого и я хочу изменить свой характер, практически до неузнаваемости, хочу чтобы я перестал быть клоуном, который развлекает публику, хочу стать умнее и перестать шутить на глупые темы. Я хочу стать увереннее в себе, научиться контролировать свои эмоции, стать, если возможно, хладнокровным человеком, который будет шутить, но без унижения себя. Я готов на этот шаг, готов читать много книг, изменить что-то в своей жизни. Но возможно ли это сделать вообще? В глубине души, у меня сложился образ будущего идеального себя, но когда я пришел к психологу, он разбил мои надежды и сказал, что нельзя полностью изменить свой характер, это просто невозможно. Я хочу спросить, ошибается этот психолог или нет? Спасибо за ответ.
Автор вопроса: Александр Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Потемкина Анна Олеговна.
Добрый день, Александр. Ваш вопрос довольно сложный и многогранный.
Начнем с Вашего главного вопроса по поводу изменений характера.
Характер - это совокупность устойчивых личностных черт, определяющих поведение человека во взаимодействии с окружающими. На формирование характера влияет окружение, с которым человек взаимодействует. Характер связан с темпераментом, который определяет то, как человек проявляет свой характер. Вот темперамент передается по наследству и его поменять нельзя. А вот все остальное подвластно изменениям.
В разном возрасте в разные периоды жизни, к примеру, человек реагирует по-разному на те или иные вещи, события, проявляет себя по-разному.
Многие черты характера, как и взгляд на мир, меняются с возрастом, после каких-то значимых или кризисных событий. Можно поменять отношение к себе, к людям, к миру - изменить свою жизненную философию, которая формируется с опытом. Часто негативный опыт мешает нам потом свободно и уверенно проявлять себя в обществе. Через перемены в своей жизненной философии мы можем повлиять на свое отношение к миру и поведение в нем. К примеру, раньше мы считали мир опасным и всячески ограничивали себя в контактах с людьми. Потом, проработав негативный опыт, поменяв отношение в окружающему нас миру, людям, мы уже не считаем мир опасным и можем свободно общаться, быть собой и проявляться в полной мере на свое усмотрение.
Об этом хорошо пишет Орлов Ю.М. в труде "Восхождение к индивидуальности", как анализировать и менять отношение к ситуации, чтобы снизить длительность негативных переживаний, в том числе, страха, вины, обиды. Изменение отношения к себе и окружающим.
Также можно внести перемены в свой характер с помощью смены окружения. Мы познаем себя во взаимодействии с другими. То, как они реагируют на нас, влияет на нашу самооценку и, соответсвенно, на наше поведение. В более доброжелательной среде людей близких по ценностям и интересам, человек увереннее себя ведет и свободнее себя чувствует.
Нейтан Хадсон и Крис Фрейли исследовали возможность изменения характера и вот что они об этом пишут, «люди, которые желают поменять свои черты личности, действительно на это способны».
Мне кажется здесь больше проблема с самооценкой, нежели с самим характером.
Вы пишите, что у Вас была депрессия. Видимо, Вам стало лучше. Что делали? Что Вам помогло? Может быть продолжать работать в этом направлении? Ведь, то, что Вы общаетесь с людьми по-другому - уже достижение.
Вам стоит научиться видеть и ценить свои достижения, хвалить себя. А вы требуете от себя еще больше и все сразу.
То есть, обесцениваете свой опыт и свою работу.
Нужно сменить ракурс взгляда на себя. Мы все делаем что-то хорошее и неочень, где-то успешны, где-то нет. И можно видеть в себе только неудачи, как в Вашем случае, а можно видеть все - отмечать хорошее, прощать себе неудачи и ошибки, брать их на заметку для будущего опыта. Нужно сменить восприятие себя на более позитивное. Есть простое упражнение, которое поможет это сделать. Каждый вечер Вы пишете по 10 пунктов благодарности себе: за что я сегодня могу сказать себе спасибо, почему сегодня я молодец. Эти пункты должны быть искренними. Вы можете отмечать любые мелочи. К примеру, меньше ругал себя сегодня, получил радость от общения и тп. В течение трех месяцев Ваш ракурс восприятия себя поменяется. И Вы сможете более объективно оценивать себя и свой характер.
В оценке себя я предлагаю сравнивать себя не сдругими людьми, а с самим собой в прошлом. Это более продуктивно, поскольку у других людей другая ситуация, другие исходные данные. А Вы каждый день делаете что-то для своего развития и эту динамику можно проследить. Можно обращать внимание, как и что делают другие для достижения успеха, чтобы применить это в своей жизни в качестве технического инструмента, а не для того, чтобы чувствовать свою никчемность на их фоне.
По поводу общения. Можно не заставлять себя общаться с кем-либо. Клеится разговор - хорошо. Не клеится - ну и ладно. Вы же не один общаетесь. Другой человек также может чувствовать неловкость.
Здесь лучше задать себе вопрос: Что бы мне хотелось узнать у этого человека, что мне интересно? А не: Как заполнить паузу? Общение - не самоцель, а обмен мнением, настроением, информацией, эмоциями. Схожие интересы и темы являются его основой.
Если вы не хотите быть клоуном, Вас никто не заставит. Вы когда-то делали это из-за привлечения внимания к себе, по-другому, видимо, тогда не могли. Сейчас можете. Кстати, клоунство подразумевает справляться с большим количеством разного внимания к себе, нужно быть довольно уверенным человеком для этого. Не находите? Возможно, Вы в себе многое обесцениваете.
Подытоживая выше сказанное, можно изменить все, что Вы хотите. Если тренероваться и работать в этом направлении. Коммуникативные навыки, к примеру, хорошо тренеруются. В групповой терапии очень хорошо прорабатываются проблемы взаимодействия с другими людьми.
В индивидуальной терапии можно разобраться со своими страхами, мешающими свободному общению и проявлению себя. Также в индивидуальной работе с психологом можно выровнять самооценку.
Рекомендую Вам начать работу над собой именно с самооценки.
Поскольку, какой бы Вам характер сейчас не вручили волшебным образом, подозреваю, что с Вашей самооценкой Вы его быстро обесцените и будете им недовольны.
Желаю Вам удачи на Вашем непростом пути, и побольше любви к себе. С любовью оно все как-то легче) не правда ли?