Как бороться с моей токсичностью в отношениях?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В название вопроса я спросила, как бороться с токсичность, но токсичность проявляется не в мою сторону, а с моей. Мне часто говорят, что я интересный и многогранный человек, но обычно такие комплименты я слышу от знакомых. С людьми, которых я считаю друзьям, я веду себя очень эгоистично и капризно, что волнует меня, потому что я не хочу причинять своим близким дискомфорт, но ничего не могу сделать. Когда я только начинаю общаться с кем-то, я непроизвольно начинаю вести себя так, чтобы любому человеку было со мной комфортно, что многих заманивает. О себе вообще предпочитаю не говорить. И вот на меня удивлено смотрят и говорят: "Какая ты удивительная личность, очень рад считать тебя своим другом". Но своим настоящим друзьям я не завидую. Спустя нескольких лет общения, я сблизилась с одной девушкой, которую действительно считаю своей хорошей подругой и могу ее так называть. Но мне кажется, что ей не очень комфортно со мной. Чем больше я ей доверяю, тем чаще я веду себя просто эгоистично и токсично. В последнее время я замечаю, что всё чаще начинаю ей жаловаться на проблемы. Я понимаю, что делиться чем-то нормально, но когда она старается мне помочь, успокоить и тд, я всячески ей грублю, довожу её капризами, на любое решение нахожу отговорку по которой "все точно будет плохо, а ты просто не хочешь меня понять". Когда же она старается чем-то делится, (даже серьезными проблемами) я не спешу ей помочь. Когда умерла ее бабушка я сказала ей просто перестать плакать, потому что "меня это раздражает". Когда же я понимаю, что перегнула палку, то всячески извиняюсь перед ней, чуть ли не со слезами моля меня простить, а потом по новой! Я понимаю, что моë поведение токсичное, так же я помню, что это началось очень давно, со школы точно. В подростковом возрасте моя мать часто говорила на это что-то вроде: "Это всё твой характер, бы всегда была своенравной" и не хочет обсуждать со мной это дальше этих пары предложений. Худшее из всего, что иногда я понимаю, что веду себя токсично, но что-то резко щелкает во мне и мне начинает нравится доводить человека, пока не вернусь обратно в себя. Из-за этой черты не могу строить близкие отношения, потому что понимаю, что устраиваю человеку эмоциональные качели и ухожу(или он сам уходит, не выдерживая меня). В интернете часто пишут о подобном с точки зрения жертвы, но у меня другая ситуация. Очень хочу избавиться от этого, мне не в радость ощущать себя "манипулятором", я хочу искренних и здоровых отношений с окружением.
Автор вопроса: Алена Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Алена, добрый день.
Первый шаг на пути решения проблемы – обнаружение этой самой проблемы. Вы находите свое поведение в отношении близких, друзей, родственников токсичным и манипулятивным. Давайте попробуем разобраться, почему так происходит.
Токсичное и эгоистичное поведение, манипуляции, «доведение» собеседника до слез и других негативных эмоций – это агрессия, агрессивное поведение. Как правило, человек не может остановиться, почувствовать грань, когда другому уже неприятно, больно и невозможно выдерживать это поведение.
За любым токсичным поведением, агрессией (исключая медицинские диагнозы) стоит проблема с выражением базовых эмоций, запрет на высказывание которых существовал еще в детстве. Базовые, или основные, эмоции — это радость, злость, печаль и страх. Если ребенок понимает, что выражать их небезопасно, он начинает заменять одну эмоцию другой. Рано или поздно это приводит к накопленному неудовлетворению и, как результат, агрессии. Кто-то запускает механизмы саморазрушения, кто-то - разрушения окружающих. Бывает и такое, что человек идет сразу по двум дорожкам, нападая и на себя, и на окружающих.
Откуда берется эта поведенческая стратегия? Очень часто мы копируем стратегии поведения у значимых для нас людей (почти всегда - родителей). Либо такое поведение – результат компенсации на внутренний запрет испытывать определенные эмоции (который также идет из детства).
Ответьте максимально честно для себя на следующие вопросы:
Что такое поведение дает Вам? Какие «выгоды» получаете, и как это отражается на Вашем эмоциональном состоянии - когда в общении Вы капризничаете, жалуетесь, грубите (например, в общении с Вашей подругой)? Стабилизируется ли после этого Ваш эмоциональный фон?
Вам становится легче, когда вы выплескиваете агрессию на кого-либо, а вслед за этим возникает чувство вины, что Вы некрасиво и даже жестоко поступаете с другими? Проанализируйте, по каким этапам развиваются эти чувства и эмоции.
Алена, а что будет, если перестать манипулировать и выражать агрессию/токсичность окружающим, как Вы считаете? Что в этом случае может произойти, как Вы сами себя будете при этом чувствовать?
Как вариант, можете попробовать отслеживать в процессе общения моменты нарастающего раздражения/гнева/желания «доводить» другого. Попробуйте в этом месте сделать паузу, помолчать, переключиться на что-то другое или даже вовсе завершить разговор. Чтобы собеседнику не было при этом дискомфортно – можно просто объяснить: «сейчас у меня возникает раздражение/напряжение, давай продолжим наш разговор позже». Либо объяснить более обтекаемо: «извини, но я не могу продолжить разговор, мне надо подумать/успокоиться/отвлечься на другое». Так Вы будете тормозить себя в нарастании напряжения, и собеседнику будет проще Вас понять в этом.
Что делать с возникающим напряжением? Его важно тоже как-то отреагировать. Вообще, агрессию и гнев можно успешно «растворять» в физической активности: занятия спортом, физические упражнения, прогулка быстрым шагом, даже мытье посуды помогают сбросить напряжение и перевести его в работу мускулатуры.
Важно также принимать саму себя со своими особенностями поведения. Если Вы совершаете что-то плохое, это еще не делает вас плохим человеком, лишь тем, кто иногда плохо поступает. И, приняв это, Вам станет проще контролировать себя при агрессивных вспышках, переводить токсичную энергию в приемлемые способы реагирования. Когда Вы осознаёте природу своих действий – это помогает Вам справляться.
Также будьте готовы извиниться перед человеком, которого Вы обидели своими действиями или словами. Это позволяет в дальнейшем учиться контролировать себя, со временем минимизируя агрессивные вспышки, т.к. в этом месте мы принимаем ответственность на себя и самостоятельно регулируем последствия.
Алена, можно также поисследовать свои поведенческие стратегии, возникающие эмоции в личной работе с психологом, это быстрее и проще сделать в режиме диалога: разобрать и наметить план отреагирования негативных эмоций, восстановления искренних и добрых взаимоотношений с окружающими.
Я желаю Вам не останавливаться на осознании трудностей, а пойти дальше в познании самой себя и научиться проявляться во взаимоотношениях с другими в позитивной и уважительной манере.