Я устала от этих отношений! Как прекратить общаться с подругой, не став врагами?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Дружим уже 30 лет, но дружба циклична. Год -два общаемся, ссора и год не общаемся. Я никогда не стремилась дружить с этой женщиной, но она настолько настойчива, что мы типа дружим уже 30 лет. Она оказывает услуги, любит приглашать в гости, угощать, но я не чувствую себя комфортно у неё дома, хотя она очень гостеприимная. Общих интересов практически нет. Говорить приходиться только на интересующие её темы. Я убеждаю себя, что она добрая, верная, надёжная, безотказная подруга. Стараюсь не замечать негатива. Она очень активная, предприимчивая, но не прочитала ни одной книги. Я же не читать не могу, но при этом пассивна. И у меня муж 9 лет инвалид 1 группы, 4 года, после выхода на пенсию не работаю. Это тоже откладывает определенный отпечаток на образ жизни. Но главное, с чем я не могу мириться, это то, что подруга оказывает услуги, а через какое-то время начинает упрекать в неблагодарности. Мы ссоримся и год не звоним, не общаемся. Через год она мне звонит в д. р. или на праздник и всё начинается сначала. Я устала от этих отношений! Мне не нужна ее помощь, услуги. Я в постоянном напряжении, при общении с ней, я устала от неё. Сейчас в очередной раз получила очередную порцию претензий в виде голосовых сообщений. Пока тишина. Но я не знаю как , доходчиво и деликатно, объяснить что я не хочу общаться. Что я устала от ее проблем: подорожали стройматериалы, муж не понимает, не ценит, дети не благодарные, вокруг все дураки и хамы и т. д. и т. п. Я не гружу ее своими переживаниями, да она и слушать не станет более 3 минет. Я не желаю ей ничего дурного, я уважаю в ней определённые черты ее характера, не считаю ее плохой, но нет у нас взаимопонимания, а подстраиваться очень утомительно. Меня больше волнует духовный рост, а ей это не интересно. А меня не сильно интересуют цены на строй материалы, она дом строит. Подскажите, пожалуйста, как прервать отношения, не став врагами. Живем в соседних дворах? Заранее благодарна.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 59

На вопрос отвечает психолог Салеева Татьяна Васильевна.
Здравствуйте Наталья!
Похоже, что Вы с подругой имеете разные темпераменты. Она – активная, нуждается в общении, ей требуется внимание других людей, для нее нормально навязывать свое общество и свои услуги. А Вы, как следует из письма, предпочитаете спокойную тихую обстановку, книги, устаете от активных и шумных людей. Это не хорошо, не плохо. Это нормально. Люди разные.
Ваша подруга, исходя их своего характера, сама инициирует общение с Вами, естественно говорит о том, что интересно ей. И раз она это делает много лет, значит в вашей дружбе находит что-то, что для нее имеет значение, что-то ценное и важное.
И Вы честно сами пишите, что уважаете ее и многие годы со своей стороны поддерживаете эту дружбу. И то, что Вы не хотите расстаться врагами, говорит о том, что она не посторонний человек в Вашей жизни. Иначе Вы бы просто не брали трубку или под разными предлогами уклонялись от встреч и разговоров и тем более от ее помощи. Ведь за эти тридцать лет дружбы Вы не раз имели право сказать ей, чтобы она больше не звонила не беспокоила Вас. И категорически отказываться от встреч и ее предложений помочь. Но Вы, похоже, этого не делали. Вы принимали ее помощь, соглашались на общение, хотя оно для вас иногда было утомительно.
Вот теперь вопрос к Вам, Наталья. После того, как Вы столько лет поступали не совсем честно по отношению к ней, «играли роль» подруги, Вы теперь хотите расстаться по-хорошему, не став врагами? Скорее всего так не получится. Конечно она, в силу своего импульсивного темперамента, не сможет спокойно отреагировать на разрыв, по крайней мере будет искать ответы на вопросы, что она сделала не так, в чем ее вина. И если даже она не будет спрашивать у Вас это вслух, скорее всего ей будет больно, обидно и она будет переживать. И наверняка она будет это обсуждать со знакомыми, считая Вас неблагодарной.
Но вернемся к Вам, Наталья. Как происходит в Вашей жизни так, что Вы не можете прямо сказать людям, чего Вы хотите, что думаете? Почему Вам неудобно отказывать? Почему вынуждены подстраиваетесь под людей если Вам этого неприятно?
Возможно, когда Вы были маленькой девочкой этого требовали от Вас в Вашей семье, потом в школе. Затем от взрослой Натальи, похоже, это требовалось на работе и в близком окружении. И вот осознание происходящего проявилось на конкретной подруге.
Наталья, Вы указали свой возраст, и я хочу спросить Вас: может уже пора смело и открыто озвучивать чего Вы хотите, а чего нет? Вы вправе выбирать! Если Вам приятно общаться с конкретным человеком – общайтесь. Если нет – отмените такое общение. Вы не должны подстраиваться, если этого не хотите. Вы имеете право не позволять другим беспардонно нарушать Ваши личные границы.
Еще есть вариант! Можно выстраивать отношения и общение так, как удобно всем сторонам! Договариваться с учетом интересов всех участников! Если договориться не получается, тогда принимать решение о расставании, о разрыве. И при этом не испытывать чувство вины.
Вернёмся к подруге. Если в принципе после 30-летней дружбы Вы готовы сохранить общение, только изменив его, чтобы оно перестало Вас утомлять и Вам не надо было подстраиваться, то выстройте их в новом формате. Обозначьте, наконец, свои границы и свои пожелания. Например, Вы можете твердо и спокойно сказать, что обсуждать стройматериалы не хотите. Прерывать подругу, когда она жалуется. Вы можете говорить о том, о чем интересно и ей, и Вам, отказываться от тем, которые скучны или нервируют.
Вы также можете не ждать очередной ссоры, а открыто попросить паузу в общении, например, в связи с состоянием здоровья, душевным настроем или домашними делами. Вы даже можете не объяснять причину, а просто объявить о своем решение или самой обратиться с просьбой.
Так что Наталья, решать Вам. Вы взрослая женщина, которая вправе выбирать: прервать отношения и при этом не испытывать чувство вины, научиться открыто озвучить свои чувства и желания, не оправдываясь. Или переформатировать взаимное общение с учетом соблюдения Ваших интересов и личных границ, чтобы чувствовать себя спокойно и комфортно в любых коммуникациях.
Вот ведь точно сказано: как ни постараешься, а всем никогда не угодишь. Поэтому всегда важно слушать собственное сердце — знать, что важно для тебя самого.