Провокаторы слетаются, словно мухи на мед, когда я появляюсь на горизонте. Почему так происходит?

Вопрос психологу:
Мама говорит, что я добрая. Но бывает, что мне попадаются люди, которые пытаются сделать меня злой.
Я сталкиваюсь с этим с самого детства и до сих пор не могу понять, почему. Иногда мне кажется, что они слетаются, словно мухи на мед, когда я появляюсь на горизонте. Это не совсем незнакомцы, обычно эти люди знают меня хотя бы немного. В детстве это несколько одноклассников или дети из параллельной группы в детском лагере, сейчас же мне попадаются и взрослые люди с такими же проявлениями.
Больше всего я была поражена тем, что снова столкнулась с этим от детей, но уже во взрослом возрасте. Ведь теперь мы не ровесники, мы не на равных, как в детстве, но происходит все то же самое, что и раньше. Будто ничего не изменилось, я не изменилась в этом плане...
Они пытаются сделать так, чтобы я по-настоящему разозлилась, проявила свои эмоции, им хочется, чтобы я злилась, для них это весело. Происходит это по-разному. В детстве обзывалки, снегом закидать или шишками, в более взрослом возрасте это пассивная агрессия, неуважение, язвительность, грубость, даже открытые попытки подставить, свалить вину на меня. Иногда им удавалось добиться своего и вывести меня. Тогда происходил крупный конфликт. Но когда начинаются разбирательства, выясняется, что это была просто невинная игра, забава (в детстве например) и это я все не так поняла, хотя люди, оценивающие ситуацию со стороны, говорят, что я жертва.
Будучи уже достаточно взрослой, опять попалась на эту удочку. Но теперь уже я виновата во всем. В том, что не устояла и проявила эмоции, которые долгое время вытаскивали из меня насильно, и вот уже я - темная личность, которая ненавидит детей. Обычно после таких ситуаций мне кажется, будто все это было спланировано специально, и меня подставили.
Я никогда не чувствовала, что кого-то ненавижу сама по себе, в своей душе.
Я чувствую это лишь в моменты проявления тех эмоций, которых так старательно от меня добиваются. Не могу этого понять. Люди сами заставляют меня так к ним относиться, включать защитные реакции, но затем сразу же отнекиваются, что это все я, это я к людям плохо отношусь, плохо о них думаю, веду себя как-то не так, и мне надо исправить свое поведение.
Самое странное, что это происходит не со всеми людьми, а с некоторыми определенными. Что-то есть у них у всех общее: социальный слой, модель поведения, окружение. Все они чем-то похожи друг на друга. Теперь я вижу, что и некоторые дети тоже относятся к этой категории, как и их родители.
И все они уже заранее знают как раз то, что я добрая и ранимая.
То есть конфликт происходит с людьми, которые либо знакомы со мной и сталкивались с хорошим отношением с моей стороны, либо наблюдали это будучи ко мне довольно близко, в параллельной группе например.
Вот эти люди в какой-то момент и начинают добиваться противоположных эмоций, будто пытаются доказать мне, что я не такая уж и добрая. Они могут и не осознавать этого. Но я наблюдаю это всю свою жизнь.
И мне не обязательно с ними контактировать, чтобы они ко мне пристали, я могу вообще просто мимо проходить. Изначально начинают приставать всегда более или менее знакомые, но бывает к ним присоединяются и незнакомцы за компанию.
Если доводят, то получают от меня все без разбору. В детстве я просто жаловалась и плакала, иногда пыталась оскорблять, но в итоге наказаны были все по заслугам, сейчас же включается защитная реакция в виде трехэтажного мата.
И всем им чего-то от меня надо, цепляются и липнут ко мне, как банный лист, а потом обиженно возмущаются.
Нет, ко мне конечно не пристают вот так каждый день, таких ситуаций за мою жизнь у меня было буквально по пальцам пересчитать, но каждый такой случай это настоящий взрыв, с разбирательствами и последствиями для всех. Что в детстве, что и во взрослой жизни. Это надолго остается в памяти.
И самое интересное, что такое происходит только когда на меня нападают группой. Если я сталкиваюсь с одним-двумя такими людьми (даже во взрослом возрасте, во время учебы в университете, например, были такие в группе и общежитии), я могу им противостоять, ответить им пассивной агрессией, и они затухают, хотя частенько перед этим тоже возмущаются, но обычно больше не пристают. Если приходится контактировать и дальше, то относятся либо нейтрально, либо немного сухо со скрытым негативом и обидой, потому что считают, что я была с ними груба. А вот когда они собираются в группу, то тут уже я не могу в полной мере дать им отпор, на ранних стадиях загасить конфликт, пока он в конце концов не разгорится и меня не выведут из себя, и вот тогда получают все. Со взрослыми людьми таких конфликтов пока не было. А вот с детьми как раз недавно и произошел. Теперь идут разбирательства, кто прав, кто виноват.
Раньше я задумывалась, может это со мной что-то не так, может я действительно плохо отношусь к людям? Но я всегда изначально ко всем, кого встречаю, настроена по-доброму, и отношусь уважительно. И конфликтов таких у меня совсем немного и все они именно с определенной категорией людей, которую я никак не могу выделить, понять, чем они отличаются от других.
Я просто чувствую, что человек именно из этой касты уже в самом начале общения
(обычно я таких людей называю маргиналами, хотя это далеко не всегда так).И действительно, конфликт с ним случается рано или поздно, если для этого сложатся благоприятные обстоятельства. То есть не со всеми такими людьми случается конфронтация, не с каждым. Только если они находятся неподалеку длительное время, в одном со мной классе/группе/общежитии и мы вынуждены по каким-либо причинам контактировать (работа, учеба).Я даже наблюдала во время одной ситуации в студенческом общежитии (где меня ложно пытались обвинить те, кто со мной были знакомы и даже пытались конфликтовать ранее, но не очень получилось), как к обвинениям меня присоединялись и те, с кем я вообще почти не знакома, и очень мало общалась. Вот буквально один раз заходила в комнату распечатать. И они просто вставали на ту сторону и почти сформировали группу. И все эти малознакомые люди тоже относились к категории, с которой у меня не ладится общение. Но с ними я почти не общалась, а когда и контактировала, то как обычно со всеми, просто и на базовом уровне уважения, ничего я им плохого не сделала, не сказала, никакой пассивной агрессии, ничего. Это странно.
Я даже пыталась однажды с этой категорией людей подружиться, но они изначально как-то тоже что-то подсознательно чувствуют в отношении меня и относятся соответственно, с пассивной агрессией на пустом месте. Я пыталась этого не замечать и отвечать дружелюбием, но тщетно, дружить со мной они не станут, а если им захочется, то и нападут, доводя до конфликта. Но для чего?
Меня поражает, что когда они получают ответ в виде пассивной агрессии или открытой грубости или если разгорается конфликт, где меня довели и я защищалась, как могла (словесно, матами, интонациями,
не физически, драк никогда не было),
и это приводит к каким-либо последствиям и разбирательствам, они тут же выставляют себя жертвами, а я чуть ли не тиран (но при этом даже глаза не поднимают на меня, не смотрят, а значит чувствуют, что и они не белые и не пушистые).Я не понимаю, люди неосознанно так себя ведут?
Теперь мне кажется, что ими действительно кто-то управляет.
Я уже даже начинаю верить во все эти теории о вибрациях. Может у меня действительно вибрации выше, а они, как низкочастотные, притягиваются ко мне и пытаются вывести, чтоб подпитаться моей энергией....
Кто-то может объяснить причину таких конфликтов? С определенной группой людей, которым я знакома, на пустом месте. Они случаются не часто, но они всегда очень бурные и с последствиями. Я думала, что во взрослом возрасте такого больше не будет. Но никак не ожидала что меня смогут вывести дети, прямо как в детстве. И теперь думаю, что с этой маргинальной(по-моему мнению) категорией людей конфликты могут случиться и в будущем, поскольку мне кажется, будто они и правда ко мне липнут. Хочется узнать, как лучше избегать конфликтов и что делать, если тебя провоцируют.
Автор вопроса: Елена Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Здравствуйте, Елена! Хотя я и не слышу ваш голос, но даже через ваше сообщение ощущается, как Вас расстраивает такое положение вещей. Действительно, иногда реакция других людей может вызывать недоумение, злость, обиду. Отношение других людей может казаться несправедливым.
Но для того, чтобы ощущать себя более-менее защищенной в подобных ситуациях важно обратить внимание на некоторые нюансы.
1. Мы можем ожидать от других людей всего, что угодно, но люди далеко не всегда соответствуют нашим ожиданиям. И у них нет обязательств им соответствовать. Принцип «я к тебе отношусь хорошо, а значит, и ты ко мне должен относиться хорошо» работает далеко не всегда. Это просто факт, и Вы уже не раз видели его подтверждение.
2. Когда мы полагаем, что из нас кто-то что-то пытается «сделать» или «довести», то получается, что мы словно передаем ответственность за свое состояние другим людям. При этом, Елена, я очень сопереживаю, что люди, к которым Вы вежливо и по-доброму относитесь, ведут себя некорректно, грубо.
Но если мы будем считать, что бразды правления нашим состоянием в чужих руках, то, получается, мы предстаем в роли беспомощной жертвы, и остается только развести руками, мол, раз они такие плохие, ну что тут поделаешь. Однако, мы можем управлять своим состоянием сами, не позволяя другим людям оказывать сильное влияние на него.
3. Почему такое происходит и что делать? Как правило, люди, которые склонны нарушать личные границы других, каким-либо образом себя проявляют изначально. Вы и сами пишете, что уже в самом начале общения распознаете таких людей. Но если я верно поняла, продолжаете вежливо общаться с ними.
Так вот, Вы не обязаны излучать доброжелательность. Чаще всего, крайности происходят тогда, когда мы мало внимания обращаем на небольшие детали. Когда человек что-то сказал Вам, и Вы уже понимаете, что, вроде как, это в рамках приличий, но уже не слишком приятно – Вы имеете полное право дать отпор, очертить свои границы задолго до большого и открытого конфликта. И это можно делать по-разному: жестким взглядом, спокойными четкими фразами, прерыванием общения. То есть, не нужно ждать, пока все дойдет до крайности.
Часто в детстве внушается, что злиться и проявлять злость – плохо, что надо быть приличной и хорошей, и тогда все будет прекрасно. Но это не так. Злость – совершенно нормальная эмоция, и если мы не проявляем ее умеренно, когда нам что-то не нравится, подавляем ее, ведем себя «хорошо», в результате другие люди могут сделать вывод: «Эта девушка все стерпит, с ней я могу не считаться, все равно никаких последствий не будет».
Таким образом, не люди доводят, а если мы сами вовремя не реагируем на малейшие признаки того, что не нравится умеренными реакциями, то люди, не получая таких сигналов, не понимают, где ваши границы, и нарушают их.
Елена, знаете мультфильм про кота Леопольда? Помните, его призыв «Ребята, давайте жить дружно» никогда не срабатывал. )
Поэтому разрешите себе быть доброй и вежливой не всегда, не терпеть, чтобы не доходить до крайностей. Вы имеете право быть злой, недовольной, раздраженной, имеете право отстаивать свои права, даже если кто-то только пытается их нарушить, и даже если нарушает мягко.
Это не значит, что Вы станете склочной, это значит, что Вы вовремя будете подавать другим небольшие сигналы «Со мной так нельзя», и люди будут их учитывать.
С уважением,
Виктория.