Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами.

Вопрос психологу:
Добрый день.
Более месяца назад меня бросил жених. Мы были вместе чуть больше года, несколько месяцев из которых были помолвлены. Он сказал, что мы люди разных мастей, что у меня очень властный характер, что я не работаю над собой и что его достали мои родители. Перед этим у нас была крупная ссора из-за пустяка (мы должны были вместе уехать в отпуск), и он игнорировал меня 3 дня, не отвечал на звонки, когда я остыла и хотела исправить ситуацию. Он бросил меня по телефону и настроил всех своих близких, кроме родного брата, против меня. Я говорила с его мамой, она меня поддержала, я говорила с его братом, который тоже меня поддержал, даже говорила с его лучшим другом. Все бестолку. Я написала ему от руки письмо, в котором хотела призвать его к позитиву и к хорошему, но его мама была очень груба, когда я принесла письмо. Даже не знаю, прочитал ли он его. На протяжении наших отношений он всегда был очень требовательным, считал, что я имею невысокий уровень осознанности и понимания в жизни, что я еще ребенок и мне необходимо вырасти. Что все будет хорошо, если только я буду его слушаться. Что важно только его мнение, что нужно со всем, что он говорит, соглашаться. В свою очередь отмечу, что я довольно самостоятельна, живу в основном одна последние 7 лет, решаю свои вопросы сама и имею хорошую карьеру. Но в отношениях с ним всеми вопросами занимался он, все мужские и житейские вопросы решал он, и я ему в этом не мешала и не указывала, как надо делать и что, за исключением мелочей. Он был очень заботливым и добрым, душевным и романтичным. Я не могу избавиться от всех этих воспоминаний. Пожалуйста, дайте мне совет, как перестать думать об этом. Ведь человек наплевал на все, что мы строили, на мои чувства, на мое состояние, на мою репутацию, на весь прошедший год. Он не помнит ничего хорошего, и я хочу забыть.
Буду очень благодарна.
Автор вопроса: Алена Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Алена. Обратная связь по вашему письму.
Вы расстались с молодым человеком более месяца назад «меня бросил жених». Целый год вы были вместе, несколько месяцев помолвлены.
Вы просите дать совет как избавиться от воспоминаний, перестать думать об этом.
Вы не пишите о своих чувствах, что вы переживаете сейчас? Насколько вам больно? Есть ли обида, тревога, печаль?
А может вы через несколько дней начнете встречаться снова? То есть, хочу уточнить, это действительно расставание или просто ссора?
Простите ли вы его, если он вернется к вам с букетом цветов и скажет: «Прости!»?
«Он сказал, что мы люди разных мастей, что у меня очень властный характер, что я не работаю над собой и что его достали мои родители». Ссоры происходили на почве разделения власти. Вы пишете, что он был очень требовательным, все решал сам, а вы уже самостоятельны и у вас успешная карьера. Очевидно, вам нужно для себя понять, готовы ли вы в этих отношениях передать роль первенства мужчине в семье.
Как забыть?
1. Нужно время, чтобы отпустить. Если нет возможности пройти психотерапию, то найдите человека, которому вы можете рассказывать о своих чувствах лично- о гневе, обиде и т.д. Тогда расставание пройдет быстрее.
2. Вы целый год встречались, были помолвлены, а значит уже планировали совместное будущее, у вас были планы, а в голове простроен план, как минимум на 5-10 лет. Ведь так?
А сейчас у вас вдруг раз – и забрали вашу мечту. Будущего словно нет. Вы не знаете, как жить дальше.
Следовательно, начните планировать свое будущее прямо сейчас. Напишите, что вы хотите в ближайшую неделю, затем месяц, полгода, год и т.д. Составьте список своих желаний. Чего вы хотите, в чем вы себе отказывали в этом году может быть?
Напишите список из 100 пунктов минимум, прямо сейчас!
3. Важно: замечайте все что есть красивого в жизни, попробуйте делать что-то по-новому, по-другому или давно забытым образом. Потому что у вас сложились за год некие привычки, ожидания, ритуалы: звонки, свидания и т.д. А сейчас этого нет, поэтому заполните это время нужными и важными делами из пункта 2. Напишите такие мелкие желания, которые вы сможете реализовать прямо сейчас или в течение недели. Начните с небольших целей.
4. Ответьте на вопросы: Что вы потеряли? Что вы не можете забыть? Назовите 3-4 качества, (это могут быть черты характера или ценности, или воспоминания.) Хорошо, если вы их запишите, это важно!
5. Поблагодарите его мысленно за эти качества, за то, что он вам давал, и что вы утратили в связи с расставанием. Пусть все хорошее будет с вами, поддержит вас, и никто не сможет у вас это забрать.
6. А сейчас подумайте, каким символом вы бы обозначили то, что вы утратили. Что вы видите? Как это ощущаете? Какие образы возникают? (Вообще эта работа с психологом происходит лично, конечно, это было бы идеально. И если вы не сможете справиться с данной проблемой после моего письма, то рекомендую обратиться к психологу лично). Только после того, как четко увидите, представите символ, переходите к следующему вопросу. Символ может быть в виде явления природы, что-то нерукотворное, не созданное человеком, что существовало до вас и будет существовать после вас.
7. А сейчас возьмите этот символ и распространите его по своему будущему. Представьте линию времени своей жизни и этот символ, который присутствует во всех событиях, которые вам сейчас видятся. Не спешите. Проследите это на ближайшие события - недели. Затем – месяцы, год, 3-5 лет, 10-20 лет, 50 лет и т.д. Все хорошие, позитивные воспоминания остаются с вами в вашем будущем, и они могут служить вам опорой и стержнем, что будет поддерживать вас.
8. Проведите такой ритуал: Возьмите мысленно большую черную коробку, в ней хранятся фото из вашей прошлой жизни (хорошие и плохие вперемешку). Хорошие фото могут вызывать боль и плохие тоже. Хорошие фото – большие, а плохие маленькие! (это обязательно!) Возьмите все хорошие фото, мысленно достаньте их из ящика и пусть все, что было хорошего поддержит вас и останется с вами. Никто не сможет у вас забрать ваши хорошие воспоминания!
9. Задание: попробуйте горевать о расстовании в определенный день недели и время. (выберите для себя, например, вторник – 10 часов утра в ванной). Это должно быть недолго – 1-2 минуты. Закрываетесь в ванной, мысленно достаете из черного секретного ящика 1-2 маленьких фото, похожих на черно-белые марки. Ваша задача посмотреть на марку и забрать себя из нее. И подумать, как на будущее уберечься, какие ошибки не совершать? Чему я научилась из этой ситуации?
Можете повторять этот ритуал 1-2 раза в неделю, пока фото в ящике не закончатся. Это важно. Если марка не посветлела, то есть она была черно-белая, то там осталась еще какая-то мудрость, которую нужно усвоить, поэтому продолжаете работать с этим фото. Эти фото-марки – как учителя. Можете взять блокнотик и записывать туда все свои мудрости, которые вы извлекли.
Соблюдайте время, засекайте таймер! Это время, когда вы можете и поплакать, если захочется. Только строго соблюдайте день недели и определенное время и тайминг!
Удачи вам!
Ваш психолог Наталья Костюкова