Вчера у меня умерла мама.

Вопрос психологу:
Вчера у меня умерла мама. Начну с того, что у нас были довольно сложные отношения, тк у неё был алкоголизм (что и стало причиной смерти). Думаю, это всё началось, когда мне было 4-5. Детство я помню очень плохо, но есть пара воспоминаний из начальной школы: как мама приходит домой после работы, и ей обязательно нужно выпить пару бутылок пива, позже она перешла на водку. В классе 10/11 стало ещё хуже: больше запоев и пропущенных дней на работе. После окончания школы я целый учебный год провела дома, готовясь к поступлению в другую страну. Из-за того, что мама постоянно была пьяная, мы много ругались. В конце января, за пару дней до моего 18-летия, я впервые вызвала ей скорую. (она резко перестала пить и организм не понял прикола?). А потом мне приходилось это делать каждый месяц.
В октябре я уехала на учебу. Я вставала ближе к обеду, когда у мамы уже было 6-7 вечера. К тому времени она приходила с работы и успевала выпить (слышать ее пьяный голос мне не хотелось), так что мы стали созваниваться все реже и реже. Я думала, если минимизировать общение с ней, то мне будет легче морально. Но я, наоборот, переживала, как она там без меня, одна дома. В последний раз я с ней созванивалась 20 февраля. 23 февраля я почему-то не ответила на ее сообщение. 24 февраля утром я не смогла дозвониться до неё и легла спать. Ближе к вечеру мне написал брат, что ей снова стало плохо, тк она не пила с 10 февраля) и они вместе в больнице. Я тогда скептично?/агрессивно? отнеслась, тк это не первый раз, «ничего удивительного». На следующий день ее перевели в реанимацию. Мне тогда стало тревожно, но я заняла себя учебой и убеждала, что все обойдётся. В понедельник ее не стало. Я не знаю, что чувствую. Я думала, что будет больно, но внутри просто пустота, хоть я и плачу каждый раз, когда подумаю о ней. Я не могу принять, что ее нет, что я не услышу ее голос, не обниму. Кажется, что это все не реально.
Мне тошно от мысли, что придётся ехать домой летом и заходить в квартиру, где будут все ещё вещи. Тошно оттого, что она умерла не в кругу семьи, а в больнице с чужими людьми. Тошно от себя: редко звонила и, наверное, ни разу не говорила, что люблю ее, так часто кричала обидные вещи во время ссор.
Она не была идеальной мамой. Но когда она была трезвой, я ее обожала, мы часами разговаривали и я забывала, как она меня травмировала.
Я не могу ни с кем поговорить в жизни, но мне и не особо хочется. Очень тяжело отвечать семье. Не хочу ходить на учебу. Из желаний только иметь свободную комнату и плакать суток 10. Либо проспать столько же. 1 февраля мне исполнилось 19, а 28 она умерла. и теперь это самый ужасный и ненавистный месяц. Я не представляю, как жить дальше, как не плакать от мыслей о ней, как принять, что ее больше нет. Я даже не попрощалась с ней и не приехала на похороны.
Автор вопроса: диля Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Добрый день, уважаемая Диля! Сочувствую вашей потере!Ваше желание сейчас плакать совершенно нормально. Хотите плакать - плачьте. Столько, сколько нужно. Только не скатывайтесь в жалость к себе. Не думайте пока что о том, как жить дальше, так как сейчас вы находитесь в подавленном состоянии. Вы, наверняка, слышали про стадии принятия горя. Это отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение. У некоторых какие-то части этих стадий выпадают, но суть в одном: чтобы принять смерть, должно пройти время. Тяжелый период может длиться год. У каждого человека проживание горя проходит индивидуально. Да, как вы сами сказали, ваша мама может и не была идеальной, но вы ее любили и любите, а это самое главное. Простите ее за ошибки и, главное, простите себя. Ведь вашей вины в ее алкоголизме, а также в ее смерти нет. Каждый человек сам выбирает свой путь. Ваша мама его выбрала. Это не ваша зона ответственности. Но уверена, она не желала вам зла и по-своему вас любила. Помните, что ваше скептично-агрессивное отношение к ситуации было вызвано неоднократным прохождением подобного опыта: маму уже увозили в больницу? Увозили. Вы устали от ее запоев? Устали. Вы за нее переживали? Переживали. Все люди когда умирают одиноки, так как уходят в иной мир без чьего-либо сопровождения. Ваше присутствие ничего бы не изменило. Но вы можете почтить память мамы сейчас. Если вы верующая, помолиться. Если нет, написать усопшей письмо. Поблагодарите ее за все, расскажите о своих эмоциях. Попрощайтесь внутри себя. Помните, что мама всегда будет жить в вашем сердце и частичка ее внутри вас. Не замыкайтесь в себе, можете поискать людей, которые сейчас тоже через это прошли или наоборот попробовать сменить обстановку. Но помните, что посторонние, не прошедшие через ваш опыт, вряд ли целиком поймут вашу боль, так как человек в стрессовых ситуациях склонен отстраняться. Не бросайте учебу. Постепенно выходите туда, даже через силу, это позволит хотя бы немного отвлечься. Держитесь, Диля. Помните, все проходит и это пройдет, нужно просто перетерпеть тяжелый период. Обнимаю вас крепко.