У меня случилась трагедия, погибла мама. Я виновата в ее гибели.

Вопрос психологу:
У меня случилась трагедия, погибла мама. Мы очень сильно любили друг друга. Я виновата в ее гибели.
Все началось с того, что мама заболела гипертонией. Она работала на вредной работе с радиоактивностью, делала графит для атомных реакторов. Проработала до 70 лет, чтобы передать уникальные технологии на другие предприятия, так как их институт прекратил свое существование. Она ездила по стране, в Димитровгад и работала на реакторах разного типа.
Была очень отзывчивой, всем всегда помогала.
В 2018 году у нее стало подскакивать давление до 200 мм рт ст. Лечили давление с попеременным успехом в разных больницах. Я с ней все время была рядом, ходила гулять, помогала как могла, перечитала всю литературу о гипертонии, сильно расстраивалась и молилась. Всю свою жизнь я с ней практически не расставалась. Давление практически удалось снизить, но иногда подскакивало до 140. На улице встретили депутата, она предложила маме лечь в больницу Плетнева на на обследование в кардиологию, подобрать лечение, но мама отказывалась, а я настояла. В результате обследования дефектов сердца и других органов не обнаружили, головной мозг не обследовали. После подбора лекарств давление некоторое время держалось, а потом стало скакать со страшной силой. После полугода давление улучшилось, но, однажды, подскочив до 140 ей стало плохо, тошнило, и ее скорая помощь отвезла в больницу Демихова. В больнице поставили диагноз энцефалопатия, прописали циретон. Пили таблетки центрального действия. Еще я купила цитамины, мазала ноги финалгоном много гуляли. Давление удалось нормализовать. Потом возникла другая напасть. Соседи снизу поселили мигрантов, которые курили. Мне было трудно дышать, мама падала в обморок. Спасались, как могли, уезжали жили у знакомых. Потом на диспансеризации в институте у меня обнаружили рак 4 степени, стала лечиться. После 6 курсов химиотерапии мне прервали часть лекарств, сломался позвоночник, я не смогла ходить и лежала. Помог начальник на работе. Мне стали делать химиотерапию другим лекарством, стало лучше. Маме он не помог с лечением. Таблетки она пила, которые ей терапевт прописал, кавинтон, цераксон. но видимо это было недостаточно, так как с памятью стало хуже. Я в августе стала немного ходить. Маме вызывала скорую помощь и врача на дом. Они говорили, что ничего острого не видят. Мне удалось ей улучшить давление. Думала, после этого найду хорошую больницу. Первого сентября я вечером гуляла с мамой в парке, все было неплохо. Утром встала, и давление у мамы было хорошее, и с позвоночником вроде неплохо. Подумала, что теперь найду хорошую больницу, в которой подлечат маму. Настроение у меня было совсем хорошее, можно сказать счастье. Пока мама завтракала, я решила немного полежать и заснула. Проснулась, мамы нет. Дверь в тамбуре оказалась открыта - открыл сосед. До этого всегда была закрыта. С мамой гуляла сиделка. Сказала, что мама ушла, сиделка за ней не побежала. У меня был шок, я не смогла ее упросить найти ее. Кончилось все трагически. Полиция помощь не оказала. Лиза Алерт ее не нашла. Я ее ходила искала, знакомые, но не там. Практически рядом была. Спина не совсем прошла и шок от происходящего повлияли на меня. Надо было мне закрывать дверь и подлечить в больнице, я не была достаточно внимательна к маме, не поняла, что она сильно больна. Не надо было верить врачам, которые говорили, что ничего острого не видят. Хотя она пила таблетки, которые ей прописали для памяти, но недолго. 1 месяц. Мне надо было убедить ее лечиться, хотя она и сопротивлялась, сильнее бороться за ее жизнь. До этого, почти год назад она ушла, но ее утром нашла одна женщина и отвела в полицию. После этого она уходила один раз и пришла домой, потом гуляла с сиделкой. Теперь я мучаюсь, мама забежала на склад и умерла. Горе мне. Я впала в отчаяние и мне трудно из этого состояния выйти. Дома ничего не могу делать, только бродить по улице. Мысленно бегу за ней и догоняю ее, закрываю дверь, нахожу больницу, в которой ее лечат. Теперь у меня одно горе, не знаю как жить?
Автор вопроса: Надежда Возраст: 55

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Надежда, здравствуйте. Сочувствую Вашей утрате.
Ваша мама была замечательным человеком, самоотверженно трудилась, стремилась передать свои уникальные знания, была очень отзывчивой. Добрая ей память.
Боль от ухода близкого человека не выразить словами. Не стало Вашей мамы, а Вы всю жизнь с ней практически не расставались. Читаю Ваше письмо и у меня ощущение, что Вы как одно целое с Вашей мамой были, будто у Вас никогда не было своей собственной отдельной личной жизни. Мне кажется от этого и горе от утраты мамы, как будто Вашей части, Вы переживаете намного тяжелее, острее. Потеря смысла жизни, чувство вины, отчаяние, печаль, апатия, эти Ваши реакции, они естественны в проживании горя утраты. Нужно время, чтобы прожить все эти сложные чувства. Надежда, Вы не одна столкнулись с таким несчастьем. К сожалению, нам всем приходится когда-то терять близких людей. И несмотря ни на что, какой бы огромной и тяжелой ни была утрата, ее можно пережить… Переживали очень много людей до Вас, и Вы тоже сможете… Да, это очень печальный опыт, и он делает нас сильнее.
Признание факта потери Вам сейчас кажется невозможным, неестественным. Вы внутренне отрицаете произошедшее (мысленно бегу за ней и догоняю ее, закрываю дверь, нахожу больницу, в которой ее лечат), постоянно как пленку прокручиваете все случившееся в своей памяти, будто ищете за что зацепиться, чтобы чувствовать себя еще более виноватой, наказать себя. Надежда, необходимо осознать, что мама ушла и никогда не вернется. Да, эта потеря для Вас невосполнима и необратима, тем не менее есть благодарность и добрая память о Вашей маме и есть продолжающееся ЕЁ влияние на Вашу жизнь. Ваша мама скорее всего хотела бы, чтобы Вы были здоровой, жили долго и были счастливой. Она ведь Вас любила и уж точно не хотела бы, чтобы Вы терзали себя чувством вины.
Вы очень заботливо и внимательно ухаживали за Вашей мамой, искали все возможные способы, чтобы помочь. И даже когда у Вас случилась очень серьезная болезнь, Вы, выкарабкиваясь практически с «того света», думали только о маме, о том, как ей помочь. Не вините себя, маму это не вернет. Вы сделали все, что могли. Надежда, Вы пишите «надо было убедить ее лечиться, хотя она и сопротивлялась, сильнее бороться за ее жизнь». Если Ваша мама сопротивлялась, может быть она просто внутренне готова была уже уйти…
Пережить боль потери – это означает пережить все сложные чувства, связанные с утратой. Не держите горе в себе, выражайте свои чувства, если хочется плакать, плачьте, найдите фотографии, с ними можно поговорить. А еще можно написать исцеляющее письмо. Напишите письмо благодарности Вашей маме. Выскажите в нем все, что хотели, но по какой-то причине не высказали раньше. Может быть, Вам удастся передать в этом письме радость, другие положительные эмоции, которые Вы испытали в своей жизни благодаря Вашей маме. В этом письме Вы можете рассказать ей, что происходит в Вашей жизни, что Вы сами узнали или поняли о смерти и умирании. Вы можете также выразить невысказанные до сих пор чувства, рассказать, что значила для Вас мама и как Вы пережили ее уход. Во время кризиса горя многие процессы происходят на уровне бессознательного. Пишите все, что приходит. Это все будет воздействовать на Вас исцеляюще.
Когда мы теряем близкого человека, внутри как будто образуется некая пустота. Её нужно восполнить, заняться своим здоровьем и не только тела, но и душевным здоровьем. Общаться с другими людьми, не стесняться рассказать о своих затруднениях, просить и принимать помощь. Это нормально и естественно. И еще необходимо организовать свою жизнь по-новому, научиться фокусироваться на собственных чувствах, на своей истории, принять «я» а не «мы», «мое» а не «наше», «мой» мир. Это очень Важно. Вы не половинка мамы, Вы цельный замечательный добрейшей души человек. Задайте себе вопрос: что я могу сделать сейчас, чтобы улучшить свою жизнь? Это порадовало бы маму, если бы она знала об этом.
У Вас есть внутренние силы, Надежда, осознать случившееся, принять произошедшие изменения в жизни, постепенно заменить чувство страдания и боли на спокойную добрую память. Это очень тяжело, но Вы сможете.
Всем сердцем сочувствую, желаю Вам найти мир в душе и утешение.
София