После смерти отца не могу выйти из состояния потери смысла жизни и ощущения пустоты и бессмысленности.

Вопрос психологу:
11 месяцев назад у папы нашли рак и сразу последней стадии. 4 месяца назад он умер у меня на руках. Я была с ним до конца и делала все, что могла от поиска и оплаты врачей до ухода с работы, чтобы проводить все время вместе, чтобы говорить с ним, готовить, оберегать. Мы боролись за его жизнь вместе до последней секунды. Папа- самый близкий мой человек и объективно в ряду лучших людей на этой планете. Самый добрый, душевный и помогающий всем людям. Я не могу принять, что это случилось с ним, не старым, активным, спортивным, я не могу принять, что ему пришлось пережить такие страшные муки физические и эмоциональные. Он был активен, занимался спортом и работал на 3 работах. Пошёл делать флюорографию и обнаружили рак. Через 2 месяца он почти уже не ходил. Он знал, что скоро умрёт. Находился в полном осознании этого, но боролся, не сдавался. Говорил, что выздоровеет. После смерти стало известно, что он просто нас берег, а сам все точно знал. Он написал брату, чтобы тот приехал из другого города, тк ему осталось не больше месяца. Сколько сил было в этом человеке уйти так достойно и сколько любви в том, что он нас так берёг и давал надежду! У меня, муж и 2 детей младшего школьного возраста. Вроде все хорошо в семье, но я не могу принять смерть папы, больше не чувствую радость в своей жизни. Днем держусь и дела делаю, стараюсь поддерживать маму, общаюсь с людьми, шучу, но все это через силу, а не по желанию, а потом ночью плачу навзрыд. 1 раз была паническая атака. У меня нет больше ощущения жизни. Нет страха умереть. Есть только долг - не принести детям и мужу боль своей смертью, есть пустота и бессмысленность всего. Я все время переживаю моменты последних месяцев жизни папы и даже могу что-то неосознанно сказать вслух в момент погружения в воспоминания. Я понимаю, что папе уже не больно, что ему хорошо. Но не вижу смысла в своей жизни. Не чувствую радости, все безразлично. Живу как робот без эмоций днем, а ночью плачу от безысходности и боли потери. Стараюсь вспоминать не последние месяцы жизни, а что-то хорошее, но это даётся с трудом, а картины последних мук встают перед глазами сами. Как справиться с этим и вернуться к жизни, когда совсем нет на это сил и желания и есть только чувство пустоты?
Автор вопроса: Виталина Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Евдокимова Анна Владимировна.
Виталина, здравствуйте.
Я очень вам сочувствую. Мне жаль, что в вашей жизни случился такой опыт. Думаю, сейчас у вас много боли. Мне искренне хочется вам помочь. Терять близкого человека, который был для тебя бесконечно дорог, невыносимо больно и трудно.
Есть расхожее мнение, что, если дорогой для нас человек уходит не внезапно, а угасает постепенно, у нас как будто бы есть время на принятие ситуации и на то, чтобы попрощаться, и, значит, боль от этого расставания будет легче. Но это не так! Люди могут проживать ситуации утраты очень по-разному, и они имеют на это право. И вы имеете право проживать уход вашего папы так, как чувствуете, как можете, как получается. Нет правильного и неправильного варианта. Прошло ещё совсем немного времени, вы имеете право горевать.
В вашей ситуации утрата ощущения радости жизни, апатия, безразличие, душевная боль, ощущение безысходности и пустоты, отстранение от привычных социальных контактов, враждебность, раздражительность, равно как и ощущение нереальности происходящего, абсолютно понятны и закономерны. Вопрос будет заключаться только в том, чтобы вы не «застряли» на этой стадии.
Если бы мы сейчас общались с вами лично, я бы попросила вас, рассказать о папе. Каким человеком он был? Чем занимался? Какие у вас с ним были отношения? Что вам в нём больше всего нравилось? Что он для вас значил? Каких ощущений, которые давал папа, вам сейчас не хватает? Чего хотелось бы ещё получить от него? Что вы ему не сказали?
Была ли у вас возможность как следует попрощаться? Была ли у вас возможность поговорить с папой, выразить свои чувства, благодарность?
Чувствуете ли вы вину за его преждевременную смерть? Хотел бы папа, чтобы вы перестали жить после его ухода? Обвинял бы он вас, если бы вы продолжали видеть радость в жизни?
По тому, что вы рассказали о своей ситуации, у меня сложилось впечатление, что вы не позволяете себе скорбеть. Днём вы, как ни в чем не бывало, работаете, общаетесь с коллегами, друзьями, с мужем, со своими детьми, никому не показывая, что сейчас на самом деле творится у вас на душе. В горевании важно иметь возможность обсуждать с кем-нибудь свои переживания, эмоции. Есть ли такая возможность у вас? Делились ли вы с кем-нибудь своими чувствами? Оказывает ли вам муж поддержку? В чём состоит необходимость держать свои эмоции при себе днём? Для кого вы стараетесь быть сильной? Зачем? Что будет, если вы проявите «слабость»?
Горевание – это необходимый процесс, задачей которого является адаптация горюющего к изменившимся условиям. Для полноценного проживания горя нельзя пытаться отвлечься, развлечься, «забить», быстро найти замену утраченному объекту. К сожалению, в современном обществе наблюдается тенденция к упрощению ритуалов прощания с ушедшим и уклонению от обсуждения подобных тем. Приводит это к тому, что людям, потерявшим своих близких, становится крайне сложно проходить этот период жизни. Невозможность вербализовать свои переживания усиливает и делает более продолжительными телесные проявления эмоционального состояния (спазмы (ком) в горле, приступы удушья с учащенным дыханием, частые вздохи, чувство пустоты в животе, мышечная слабость, отсутствие аппетита), увеличивает тяжесть психологического состояния, а также вероятность наступления панических атак, иных психосоматических реакций.
Виталина, сейчас важно оценить свои ресурсы, как внешние (поддерживающее окружение), так и внутренние (поддержание адекватного физического состояния, режим сна, питание). Если вы понимаете, что близкие не могут оказать вам той поддержки, в которой вы сейчас нуждаетесь, что на самом деле бывает достаточно часто, рекомендую вам обратиться за профессиональной помощью. В этом нет ничего зазорного, предосудительного или ненормального. Психолог поможет вам идентифицировать, принять и прожить все эмоции и чувства, которые вас сейчас переполняют. Уверена, что их много и они разные. Другой вопрос, что скорбящий человек не позволяет себе их ощущать, а некоторые из эмоции вообще оказываются под запретом. В безопасном пространстве, рядом с бережным специалистом вы сможете их себе позволить.
Виталина, судя по вашим словам, ваш папа прожил прекрасную жизнь и показал вам, как достойно можно проживать её сложные моменты. Вы можете гордиться своим папой и благодарить его за всё, что он смог вам дать. Он продолжает жить в вашей памяти, и вы можете рассказывать о нём своим детям и делиться с ними тем теплом, которое он сумел подарить вам.
Если у вас остались ко мне вопросы, или вам захочется поговорить, не стесняйтесь, пишите.
С уважением, Анна