Не могу плакать после смерти мамы.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня умерла мама 28 декабря 2022 года. Она работала учителем, в один день приехала на работу и не смогла идти, отказали ноги. Поставили диагноз множественная миелома последней стадии. Из больниц её выписали лежачую домой. Мы лечили её дома сами, давали положенные лекарства, делали уколы, обслуживали в быту. В основном всём занимался мой папа. Я приезжала почти каждый день, помогала чем могла. У меня двое детей. На работу из декрета я не вышла, до этого проработала 15 лет в госучреждении. Пришлось уволиться, заниматься детьми, домом и помогать родителям. Мама умирала дома, за несколько дней отказал организм. Я провела с ней последний день её жизни, ухаживала, поила, сидела рядом и держала за руку. К вечеру уехала, отвезла детей в секции. Ближе к ночи маме стало очень плохо, температура 41 градус. Пошли скорые, реанимации. Я была на связи с папой. Через какое то время он позвонил и сказал приехать. Я приехала, были врачи, объяснили, что у мамы агония, она уже ничего не чувствует. И нам надо ждать пока она умрёт, чтобы зафиксировать смерть. Мама очень сильно и громко хрипела. Старалась дышать, хотела жить. Я и папа были рядом. Потом она замолчала и умерла. Я заплакала. После этого приняла решение, что должна быть сильной, держаться. Мои дети и чужие люди не должны видеть эмоции. Слезы были, но не много. Я не рыдала. Меня беспокоит моя реакция. Я понимаю, что это защитная функция организма, но какие последствия будут от такого блока? Как это проработать? Ещё у мамы была родная сестра, моя крёстная. После поминок, я поругалась с её дочерью. Потому что она молчала, не поддержала меня ей было всё равно. И подключилась крёстная. Был скандал. После на поминках я пыталась наладить отношения, но не получилось. Мне пришла смс от крестной, что я для неё мертва. Я в растерянности, люди которых я поддерживала бросили меня. Я занимаюсь детьми , домом и бытом, на работу нет возможности пойти. Сын первоклассник, некому водить и забирать со школы, дочка дома со мной, муж допоздна на работе. Мой мозг закрыл всё эмоции, я себя чувствую пустой, не эмоциональной, холодной и как-то не живой, отрешенной от жизни, при мыслях о маме испытываю физическую боль в сердце. Посоветуйте, как проработать своё горе, чтобы начать жить нормально.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Панасюк Марина Михайловна.
Здравствуйте, Татьяна!
Вы пишите, что после смерти мамы приняли решение быть сильной и у вас, почти, не было слез. Чувствуете себя холодной и пустой.
Смерть мамы - это стресс, это серьезное психологическое испытание для любого человека. Это потеря и у каждой потери есть определенные этапы проживания.
С момента ухода вашей мамы не прошло и месяца, а значит вы еще не прошли все стадии переживания утраты.
Первая стадия , это стадия шока, она длится, примерно, 7-10 дней. Характеризуется тем, что трудно осознать сам факт смерти близкого человека. На второй стадии человек отрицает уход близкого человека, не может принять, длится где-то месяц. Если человек отрицает, то и эмоции свои он сдерживает в этот момент. Только на третьей стадии, которая длится до полугода, наступает фаза проживания острого горя. Здесь могут быть различные эмоциональные реакции, гнев, слезы, болезненное реагирование на слова и действия близких, чувство вины и т.д. И от полугода до года начинается стадия печали - острые негативные переживания начинают постепенно сглаживаться и человек включается в жизнь. И только на пятой стадии наступает принятие, смирение с потерей, появляется чувство светлой печали.
Важно не застревать на какой-либо из этих стадий, это чревато различными психосоматическими заболеваниями, а также сложностью в отношениях с близкими.
Если вы, сейчас, находитесь в стадии шока, то на этой стадии слез, почти, не бывает, так как слезы означают принятие, а до принятия, на этой стадии еще далеко. Если нет возможности пройти эти стадии с психологом, то можно использовать практики самопомощи. Как правило, когда уходят близкие, остаются какие-либо вопросы и недосказанность, поэтому можно написать письмо маме, где описать свое состояние, что вы чувствуете, задать вопросы, сказать то, что хотели бы сказать. Эту практику можно использовать постоянно, пока не станет легче. Также хорошо поработать с телом, так как именно тело - показатель заблокированных эмоций. Это любые регулярные физические движения: прогулка, бег, танцы и т.д.
Очень сочувствую вашей потере!
Счастья вам и любви!