Страх выйти из отношений. Что изменить в себе, чтобы окончательно уйти?

Вопрос психологу:
Добрый день. Нужен стопроцентный совет как выйти из отношений, которые длятся практически 5 лет. Мне на тот момент было 19, ему 23. Сейчас мне уже 24, а ему 28. Познакомились в не самом лучшем месте, но тем не менее продолжили общаться и меньше чем через месяц предложил встречаться. Я с дуру согласилась(в тот момент я рассталась с парнем и думала, что это лучшее решение отвлечься на другого человека). Мы повстречались может быть месяц и он написал, что я ему не подхожу надо расстаться. Я не сильно расстроилась, и меня вроде как отпустило от прошлых отношений. За этот месяц мы часто виделись, он иногда встречал меня с учебы. Мой колледж находился около его дома , поэтому было не сложно встретить меня и прогуляться. Мы не спали, так как я наврала, что девственница(зная, что многих парней это пугает)…это тоже было ошибкой..надо было сразу сказать напрямую, что просто не хочу секса и меня не особо интересует физическая связь. В общем мы не виделись и не общались также где-то месяц полтора, меня кинул в ЧС и я даже не смогла выяснить причину , по которой мы расстались. Следующая наша встреча была в клубе, праздновали день рождения подруги , а он там работал охранником. Я этого не знала, но мы друг другу улыбнулись, в тот вечер мы пофлиртовали и снова закрутилось завертелось. Мы общались, виделись, гуляли, я приезжала к нему или приходила после учебы..Потом узнала, что у него есть бывшая , с которой он спит, а у нее на тот момент был другой парень и моего МЧ это не смущало(на тот момент мы не встретились, а просто вот были на такой стадии, где вроде вместе, но вслух об этом не говорили). Через какое то время узнаю, что у него есть еще одна девушка, но ее он вроде как считал своей половинкой..но я точно в подробности не вдавалась имел ли он связь со своей бывшей на момент нахождения в отношениях. Меня раз через раз кидал в чс, потом резко писал, потом снова без повода в чс. Я познакомилась с другим парнем, начала общаться с ним и решила без таин раскрыться ему и он мне раскрылся в ответ, на секс не было намеков, мы начали жить вместе, но не сложилось ничего, так как мне написал тот самый парень, у которого я в чс. За месяц, что я жила с другим МЧ он мне ни разу не писал, не звонил и я вообще была в чс всегда. Тут он резко мне пишет…и я честно не могу понять почему я решила снова сойтись с ним, бросив МЧ , с которым живу. В общем я переехала в итоге к нему. Вроде как то все стало более менее хорошо. Но иногда он мог меня просто выгнать из дома ночью утром днем неважно. Я уезжала в слезах. У меня была на тот момент своя съемная квартира и я там жила. Подруги говорили мне, что это все ненормальные отношения и не нужно возвращаться в них. Я отвлеклась, нашла подработку. Иногда он резко врывался в мою жизнь, мы виделись, но не состояли в отношениях. Это длилось год. Потом его реакции стали спокойнее, я решила, что теперь он стал нормальным, мы начали снова отношения. У нас случился первый секс и тогда он понял, что я не девственница и начал говорить, что я Ш и Б, врунья и прочее. Мы снова разошлись. Я переживала сильно..эти слова меня задели, потому что я действительно знала, что наврала про девственность, но это опыт прошлых отношений, где со мной были только из-за секса. Мой первый парень видел во мне только это. Я немного ушла в себя, начала жить с подругами, мы снимали квартиру, вместе учились. И снова появился он. Я вот пишу и понимаю, что я ненормальная какая то, зачем я иду к больные отношения. Мы снова начали отношения. Я познакомилась с его родителями. Они очень адекватные обычные люди. И они подозревали и видели, что их сын странный нелюдимый и вообще для них удивление, что я такая красивая , общительная девушка встречаюсь с их сыном. Это уже с их слов. Мы жили более менее хорошо снова. Я уже заканчивала последний курс, он меня не особо напрягал и я подумала, что вот она тишь да гладь началась. Но вдруг он резко начал потихоньку запрещать мне ездить к родителям, общаться с подругами, ходить по клубам и вообще выходить из дома. По окончании учебы он удалил всех моих друзей, а через какое то время вообще удалил все мои страницы в соцсетях. Я настолько была уверена, что это верное решение, так как может я действительно другой человек и это все влияние общества..по крайне мере он мне всегда говорил, что родители и друзья это все социальный мусор и от них идет только грязь. Я перестала выходить из дома..мы оба не работали и жили в его квартире(его родители живут в своем доме, а квартиру оставили ему). Мои родители были против таких отношений и всячески пытались вытащить меня. Но я уже настолько поверила в его слова, что весь мир это враг, что смирилась со всем. Позже он начал работать и стал чаще упрекать если дома не убрано..Хотя я люблю чистоту и убираться мне нравится, но естественно не каждый день. Уходя на работу оставлял меня под камерой, а вечером пересматривал , что я делала. Позже сказал мне сломать телефон у него на глазах. А я сама лично заработала на этот телефон на летних подработках, на тот момент ему только год был. Я разбила телефон в дребезги и стала еще дальше от родителей , не выходила на связь. К нам приезжали только его родители. В итоге я не выдержала и ушла от него. Причиной стало мое вранье…Хотя тоже спорная тема. Потому что для него вранье считается недоговорить вообще что то. Допустим был момент, что я вышла из комнаты, где стоит камера и меня нет в поле зрения. Пошла в туалет, потом на кухню. А ему сказала наоборот. Вот это вранье. Некоторые подруги уже отвернулись от меня. Мне стало скучно..возможно я уже сама стала нелюдимой и я сама написала ему, что хочу вернуться. Он согласился. И снова стал происходить ужас, он мог психануть, выгнать меня в любое время суток из дома со словами ты меня бесишь уходи и снова Ш и Б. Хотя поводов не было. Просто травмированный человек. В итоге вот на таких качелях приехала-выгнали мы продержались еще пару месяцев и я снова ушла, точнее меня выгнали и кинули в чс…вообще всегда кидали в чс, но я могла сама приехать к нему и сидеть под дверью. Правда не понимаю почему. С его родителями я общаюсь хорошо и решила им позвонить, выяснить в чем причина его поведения. Его мама рассказала, что он всегда был нелюдим и с ними не особо разговаривает , но был момент, когда он встречался с девушкой, они поссорились и она переспала с его братом. Я поняла, что это уже звонок, изменила первая девушка, вторая девушка ушла к другому, но продолжала с ним спать..я сделала выводы, что он теперь всех считает испорченными. А тут я еще наврала, что святая, хотя сама такой не была. Решила, что если позвонит, то мы помиримся и я постараюсь его в этом переубедить и зная проблему мы вместе решим все. Он не звонил мне месяц-полтора. Я с единственной оставшейся подругой общалась, мы гуляли, знакомились с другими парнями, просто дружили и общались с ними. Я конечно скучала и ждала звонка от него и вот он позвонил. Я сказала все как есть, что общаюсь с другим парнем, но у нас ничего не было, вообще ничего тактильного. Он сорвался начал мне в трубку орать, что я ш и б и сбросил. Потом перезвонил и сказал возвращайся. Я выставила условия , что вернусь если не будет всего того, что было раньше, камера , слежка, чтение моего телефона. Он согласился. Мы прожили месяц и он все равно залез ко мне в телефон и увидел переписку с парнем, которым я общалась. Там была обычная переписка по типу что делаешь как дела пойду ли гулять. Он сказал, что я удалила все страстные моменты и оставила самое безобидное, на что я уже начала злиться и он выкинул все мои вещи в подъезд. Я ушла от него и решила, что все это конец. Мы не общались три месяца. Но он не кинул меня в чс. Это было странно. Я устроилась на работу, сняла квартиру с подругой. Мы спокойно жили, без клубов и знакомств. Дома сидели, могли выпить. В общем все спокойно. Я познакомилась на работе с парнем. Он взрослый, ему около 30. Спокойный, рассудительный. Мы были в приятельских отношениях. Иногда я оставалась у него ночевать, работали вместе в одном ресторане и он жил рядом с ним. Рассказала ему всю историю своих больных отношений. Он сказал, что был таким, но потом как то осознал, что это все детский лепет и как то перерос. Я подумала вот значит и мой парень перерастет это..Хотя ему уже около 30 и этого не произошло. В общем, в Новый год я пришла к своему МЧ, мы выговорились, я сказала, что могу рассказать все самое гадкое про себя , а он про себя и если он меня такой примет , то начнём строить здоровые отношения. После своего открытия перед ним , он сказал, что ему надо подумать. Я все еще жила с подругой , поэтому мне было как то спокойно, что меня поддержат в случае отказа. Хотя она не была довольна тем что я хочу возобновлять эти отношения. В общем он принял меня обратно мы начали жить. Забыла упомянуть, что Он уже был знаком с моей мамой еще до того, как я познакомилась с его родителями , но с папой он бриться познакомиться до сих пор, но не говорит об этом вслух. Так вот живем хорошо. Он купил мне новый айфон, я устроилась на работу, дома нахожусь без камер. Он подарил мне собаку. И казалось бы ну всё прекрасно. За исключением того, что с родителями можно видеться очень редко, страницы с соцсетях запрещено заводить, гулять можно только с подругой с работы, с которой он познакомился, и то наверное потому что она находится в отношениях с девушкой. В общем, запреты не кончились, появилась маленькая свобода действий, но со свободой действий пришел родительский контроль. Начал запрещать смотреть шоу, гулять можно только до того времени, что он напишет. В телефон не лезет, но если я сижу и по его мнению закрываю телефон он злится. Спим в разных комнатах, потому что аллергия на собаку, секс имеется, ухаживания имеются, но его заскоки родителя меня очень бесят. Последние полгода хочу выйти из этих отношений, но не хочу жить с родителями…а еще страшнее, что я знаю себя, что я вернусь в эти отношения. Вопрос такой: что изменить в себе , чтобы окончательно уйти?
Автор вопроса: Юля Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Евдокимова Анна Владимировна.
Здравствуйте, Юлия.
Я позиционирую себя как бережного специалиста, готового поддерживать и мягко вести человека к решению его затруднений, но в вашем случае мне хочется занять очень жесткую позицию. Объясню почему.
Ваш молодой человек, судя по вашему подробному описанию и конкретным примерам поведения (за что вам огромное спасибо), психопат. Это характеристика личности. Это НЕ изменится. Чем дольше вы будете находиться в этих отношениях и чем больше вы будете от него зависеть (эмоционально, материально, социально), тем большую власть над вами он будет ощущать и тем больше будет позволять себе. Не стоит питать иллюзий, что в этих отношениях что-то может измениться и быть по-другому. Да, на какое-то время он может пойти вам на уступки, но эти послабления для психопатов равноценны унижению, и за это вам будет «выставлен счет». Это первое.
Второе: «нужен стопроцентный совет как выйти из отношений» - вы всерьёз считаете, что существует такое универсальное, гарантированное, быстрое решение? Если бы оно существовало, сотням тысяч женщин, находящимся в подобных отношениях, не пришлось бы проходить через этот ад. Где ещё вам не хочется идти длинным путем (или прокладывать собственную дорогу) и вы ищите быстрых готовых решений (или чтобы кто-то решил что-то за вас)? И вот с этого вопроса начинается самое сложное: необходимо найти в себе мужество, чтобы заглянуть в собственные глубины, позволить себе увидеть и признать увиденное.
Третий важный момент – и мы начинаем приближаться к ответу на вопрос «что изменить в себе, чтобы окончательно уйти» – заключается в том, чтобы постараться проанализировать, что именно вы получаете в этих отношениях, чем они для вас столь привлекательны. Как бы абсурдно это не звучало на первый взгляд, в них абсолютно точно есть что-то такое, что закрывает какую-то вашу потребность. Такие отношения, как и любая другая зависимость, что-то дают тому, кто не может из них выйти. И чтобы предложить себе альтернативный способ удовлетворения этой самой потребности, важно понять, в чём именно она состоит.
Ещё один момент, который при наличии смелости смотреть в свои глубины, я бы предложила вам поисследовать заключается в идее, что партнер, которого мы себе выбираем, является отражением нас самих. Садистические наклонности в виде гиперконтроля, ограничений свободы действий, немотивированной агрессии – на сколько это всё свойственно вам? Ведёте ли вы себя аналогичным образом по отношению к кому-либо (пусть даже и не в такой степени интенсивности)? А по отношению к самой себе? (Ведь мазохизм и жертвенность – это обратная сторона садизма.)
Также при анализе причин того, почему вы попали в подобные отношения, не стоит недооценивать и весь предыдущий опыт. Паттерн партнерских отношений закладывается в детстве. Когда мы наблюдаем за родителями или за другими значимыми взрослыми, мы усваиваем нормы близкого общения: что в них позволено, а что нет, как с вами можно обращаться, а чего вы не допустите никогда. Вы упомянули, что у вас был опыт, где с вами «были только из-за секса». А что вы получали в тех отношениях? Что важного было там для вас? Почему вы были с тем человеком?
Юлия, я выделила лишь самые основные, лежащие на поверхности моменты, которые считаю важными для анализа, и в очень общих формулировках. По каждому из обозначенных направлений предстоит очень глубокая работа, проделать которую самостоятельно крайне сложно. Есть психологи, которые специализируются исключительно на помощи женщинам в выходе из подобных отношений, - наверное, это свидетельствует о степени сложности вопроса.
Что вы чувствуете сейчас, когда почти дочитали мой ответ? Сопротивление и раздражение? Считаете, что я ничего о вас не знаю и ничего толкового вам не сказала? Или, может быть, вы ощущаете бессилие, чувствуете себя загнанной в угол, растерянной, беспомощной? Или вы сказали себе, что предстоит много работы, но теперь вы знаете, что вам нужна помощь, и понимаете, в какую сторону необходимо двигаться? Ваша реакция может рассказать очень много о ваших жизненных стратегиях, об отношении к себе, к другим людям, к миру в целом. Это тоже огромный пласт для анализа и для понимания причин сложившейся ситуации.
Юлия, я желаю вам смелости, чтобы открыто и честно исследовать собственные мотивы, потребности, стратегии поведения. Я желаю вам мужества и стойкости, чтобы пройти этот путь, выйти из деструктивных отношений и не вернуться в них вновь.
Искренне надеюсь, что мои слова были для вас полезны. Буду рада вашему отклику в комментариях или в отзыве.
С уважением, Анна.