Как перестать вспоминать неприятные моменты из прошлого?

Вопрос психологу:
Здравствуйте
У меня вопрос такой: как перестать вспоминать неприятные моменты прошлого? Обиды, жестокие слова, предательство и т. д. Я обдумывала всё сотни раз, и вроде отпускала, и забывала. Но к сожалению, бывают моменты, когда всё снова возвращается скопом, и я могу из-за этого спать плохо, казалось бы из-за событий 10летней давности! Это отнимает много энергии и радость жизни. У меня было много травмирующих событий. Ну например я вспоминаю как со мной жёстко пообщались на работе, и хотя мы даже потом помирились с тем человеком, осадок остался. Либо могу вспомнить человека с которым встречалась 10 лет назад, найти в соцсетях его, его жену, сравнить себя с ней, расстроиться немного. Хотя мне этот мужчина вообще не нужен был со своим прошлым, да и сейчас не нужен! И я периодически это всё вспоминаю, как и сотни других неприятных моментов. Похоже на какую-то заевшую пластинку. Просто хочется узнать есть ли способ от этого избавиться? Может какую-нибудь литературу посоветуете почитать? Или на гипноз сходить. Правда, хочется отпустить, простить людей и жить без этого груза в голове и душе. Заранее благодарю за ответы.
Автор вопроса: Евгения Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Унтерова Виктория Владимировна.
Евгения, здравствуйте! К сожалению, отпустить или забыть эмоционально тяжелые события невозможно. Когда ситуация для нас слишком тяжела - психика не справляется, мозг не может переработать произошедшее. Как бы мы ни старались подавить воспоминания и эмоции, связанные с травмирующими событиями - они возникают вновь и вновь. Поэтому единственный возможный способ освободиться от них - это прожить их заново, постепенно и бережно.
Я обязательно порекомендую литературу, но очень важно понимать, что самостоятельно погружаться в тяжелые ситуации рискованно, так как велика вероятность "утонуть" в своей боли, получить вторичную травму. Именно поэтому безопаснее это делать с кризисным психологом (травматерапевтом), который сможет отслеживать ваше состояние, укрепляя опоры и поддерживая Вас на протяжении всего этого пути.
Что касается методов - для быстрой и безопасной переработки хорошо подходит метод десенсибилизации и переработки движением глаз, если у Вас нет противопоказаний (основное противопоказание - эпилепсия).
Относительно литературы - рекомендую почитать книгу "Замороженная жизнь" Е. Петровой, чтобы понимать как воздействуют психотравмы на человека и принципы их исцеления. И если все же решитесь попробовать самостоятельно - можно воспользоваться рабочей тетрадью со специальными упражнениями: "ПТСР. Рабочая тетрадь. Эффективные методики преодоления симптомов травматического стресса", авторы Пойюла Сойли, Уильямс Мэри Бет.
Только очень прошу Вас отнестись чутко к своему состоянию, обращаться к событиям прошлого лишь тогда, когда Вы относительно эмоционально устойчивы, не в стрессовом состоянии, когда хорошо выспитесь и будете не голодны. Если почувствуете, что в ходе выполнения упражнений становится хуже - попробуйте сосредоточиться на своем дыхании, послушать его, переключиться на то, что вокруг Вас, отвлечься.
Это непростая работа, но стоит того, чтобы перестать зависеть от негативных событий.
Желаю чтобы все получилось, и эти неприятные воспоминания перестали Вас тревожить.
С уважением,
Виктория.