Как научиться спокойно реагировать на слова о моем весе?

Вопрос психологу:
Добрый день. В школе я была довольно упитанной. Каждый поход в магазин за новой одеждой был стрессом. Молодежную одежду было трудно найти моего размера. Я села на диету, занялась спортом и привела себя в порядок. Поступив в ВУЗ перестала завтракать, на дорогу уходило много времени. Периодически то немного полнела, то худела. Это меня устраивало, в целом я отлично выглядела.
Сейчас моя проблема в том, что я уже года три худею без причины. Ем все что хочу, иногда позволяю себе вредную для фигуры еду, спорта в моей жизни нет уже давно. Но я продолжаю терять вес. Если посмотреть на показатели, то 50кг при росте 160см - допустимая норма. Но 50кг могут выглядеть по-разному. Одежда, которую я покупала 2 года назад сейчас на мне болтается как на вешалке. Если ещё год назад я пыталась не обращать внимания, то сейчас понимаю что это проблема, которая сама не решится.
Свои переживания я описываю так подробно, чтобы вы поняли насколько сильно я страдаю, особенно когда мне пОходя говорят как я похудела. "Ой ты так похудела", "Ты наверное совсем не ешь", "Какая это диета? Я тоже так хочу" А я не хочу!!! Я хочу вернуть свое тело, пусть лучше у меня попа в джинсы не влазит как раньше, чем как сейчас, когда только по лицу можно понять где у меня зад, а где перед. Когда я слышу комментарии про свой вес, то испытываю какую-то лютую ненависть к любому, кто их высказал. Очень редко у меня получается перевести все в шутку. Чаще в ответ я могу нагрубить или "пошутить" в ответ. Если бы я специально худела, то естественно радовалась бы что результаты заметны, как это было в юности. Но не сейчас, когда я нормально питаюсь, а мои руки и ноги похожи на спички. Мышц, да даже жира не осталось!
Пожалуйста, помогите мне научиться правильно реагировать на такие вот замечания людей. Они ведь сказали и забыли, а я полдня переживаю, настроение портится, в жар бросает, ступни становятся холодными.
Автор вопроса: Алина Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Алина!
Сразу хочу сказать, что причин для такой реакции организма может быть много. Но если нет очевидных причин для невротической потери веса, нет явно выраженных проблем со здоровьем, то следует более тщательно озаботиться его изучением. Возможно, причины могут более серьезными, чем Вы можете даже предполагать.
Теперь что касается реакций на замечания других по поводу Вашего внешнего вида. «Доброжелателей» всегда хлебом не корми, только дай возможность указать другому, только не себе, что с ним что-то не так. И тут уже не важно, набрал человек вес или теряет его с усиленной скоростью. Главное, что это «ненормально» для окружающих.
Можно быть успешным, считать, что с твоей фигурой все хорошо и выглядеть хорошо по своим внутренним стандартам, но если вдруг со стороны слышится хоть капля неодобрения, то человек, зависимый от мнения других начнет реагировать на него независимо от того, что думал первоначально.
Скорее всего, это всплывут проблемы с принятием образа себя, с уверенностью в себе. А все это – наследие, которое досталось нам от наших близких, образу которых нам по каким-то причинам не удавалось соответствовать. Критика родных вообще один из главных сигналов о том, что с нами что-то не так, что мы не достойны быть любимыми, потому что…. И тут у каждого будут свои «что». Для одних недостаточно способностей, для других недостаточно послушания, для прочих еще какие-то важные характеристики. Для Вас, похоже, это Ваш внешний вид. И раньше, и сейчас у Вас, похоже, присутствует неосознанное чувство несоответствия себя тому окружению, в котором Вы находитесь. И если раньше лишний вес доставлял неудобства в налаживании контактов с другими, в принятии своего облика, в неудовольствии от невозможности надеть на себя то, что хочется, то теперь «зависть», подаваемая как забота о Вас ранит Вас опять неудовлетворенностью собой, непринятием другими, пристальным вниманием в том, чего хотелось бы избежать. Ведь именно такой интерес, направленный на внешний вид, совершенно исключает интерес к Вашему внутреннему миру, например, или Вашим достижениям в других областях.
Как с любой зависимостью, с зависимостью от мнения других можно работать. Было бы желание. Укреплять самооценку, понять другие важные для себя сигналы ее формирующие, опереться на знание о себе того, что пока неизвестно другим. Это интересная работа. Да собственно, вся работа по познанию себя интересна и, на мой взгляд, просто необходима. Особенно, чтобы избавиться от старых стереотипов или способов взаимодействия с окружающими и приобретения новых.
К слову, в ходе такой работы можно понять, как «старые» помогали Вам выдержать напряжение раньше, от чего защищали, чему помогали и учили. Но, как и любой процесс обучения, он не стоит на месте и включает все разные инструменты для этого. Ведь когда-то и ходить Вы учились по старинке – держась за руку того, кто рядом. Сейчас же этот процесс расширен и усовершенствован – можно использовать разнообразные приспособления, которые не будут усложнять жить взрослому окружению и все равно помогать в процессе научения этому навыку.
Собственно, я все веду к тому, что научиться реагировать можно по-разному – выстраивать более успешную защиту от таких нападок, научиться ответным реакциям в том же духе, или укрепив мнение о себе и своей ценности независимо от окружения. Последний, на мой взгляд, более перспективный, поскольку поможет и в других случаях легче справляться с попытками нарушь Ваши границы другими, защитит от любых агрессивных проявлений, которые могут причинять иногда очень серьезную боль человеку.
В общем, вперед, в терапию души! Но прежде помогите телу, если оно все-таки нуждается в такой помощи.
С уважением, Елена Гладкова