Мужчина проявляет агрессию, как его изменить и сохранить семью?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Живём с мужчиной меньше 2 лет, есть общий ребёнок, пол года. Так же с нами живёт мой сын 8 лет. После рождения дочери у меня подавленное состояние. Я часто срываюсь на его поведение, он может сказать резкие слова, что-то вроде того, что да ты больная. Но всегда говорит, что обидеть не хочет. Просто не знает, как показать мне, что я перегибаю палку в разговоре, по его мнению придираюсь, или повторяю все по несколько раз. Часто плачу. Между нами проблемы начались, когда всплыла ситуация с деньгами. У меня были долги. Когда я забеременела, я рассказала ему о них. Тогда он первый раз проявил агрессию, матерился и резко выражался. Не сразу, а когда я уже рассказала и дошло дело до решения вопроса. Сначала говорил, все решим, потом извергался и повышал голос, как можно было довести до такого. В итоге вопрос он решил. Закрыл основной долг, частично. Беременность протекала вообще спокойно. У меня проблема не была до конца решена, и чтобы как то оставаться на плаву, я брала в долг и закрывала, и ходила по кругу. Он знал, что ещё не все решено, но на оставшиеся деньги (он взял кредит) он купил участок. Чтобы строить дом для ребёнка. Далее дочь родилась, и по началу все было нормально. Но мне было тяжело справляться с остатками долга, и я понимала, что опять себя загоняю в них. Я ему рассказала. Все понеслось по новой. Как я ощутила, он считает, что я не должна придираться, или высказываться как это говорят, выпендриваться по пустякам, что и ак нелегко сейчас. Но ссоры учащались. Я поняла, что у меня нет ресурсов нормально реагировать на слова, не всегда приятные. В итоге с его стороны мат, послания. Было что пару раз клал на диван и держал, чтобы меня успокоить. После всего этого я сказала, что то, что ты помог, это не даёт право меня унижать. Это не значит, что я теперь должна терпеть то, что мне не нравится. И что если повториться мат, я уйду. В одной из ссор, он меня послал. Я молча стала собирать вещи. Тогда он меня начал подталкивает по лестнице вверх, типа хотел поговорить подальше от дочки, потом потащил взяв в охапку. Я закричала. Он отпустил. После этого я уехала к родителям на несколько дней. Чего я только не услышала в свой адрес тогда. Но мне пришлось вернуться, сын тут ходит в школу(мы живём за городом). И я сказала, что буду искать нам жилье. И если ты будешь вести себя по хамски, мы уедем быстрее чем я планирую. Он очень любит дочь. И мы тогда договорились. Но ссоры повторились. И мат тоже. Мы все это пережили и я дала последний шанс. Я объяснила своё текущее состояние. Мы решили что пойдём к психологу вместе. Он понимает, что такая агрессия не допустим ко мне. Но говорит, не может в какой то момент себя сдержать. И ему нужна моя поддержка, чтобы я была более благоразумной, не ревела постоянно. Я понимаю, что моё поведение его убивает порою. И в итоге он себя так ведёт. Мы прожили вместе неделю в мире и согласии. Он меньше упрёка и я старалась. Но в один день, когда я попросила о том, что не нужно дочери манеж вешать кранты, они железные и это может быть опасно. Он отмахнулся, начал бубнить. Вообще, как будто не услышал и сказал успокойся, не выноси мозг. Я понял. Потом ещё что-то, слово за слово. Он цепляет меня в мелочах по денежном вопросу. Последний долг он тоже закрыл, взяв в долг сам. И вот, в этот день мы с сыном собрались в гости, а он должен был сидеть с дочкой. Мы договорились, и вопросов не было. Я почти никуда не езжу обычно. Я говорю, поедем на автобусе в 12.но закрутилось, в итоге не успела. Он говорит, ну что на такси поедете? Мы живём за городом, и автобусы ходят редко. Я говорю, да, а как ещё. И он что-то колкое сказал, типа, ну да всегда причины найдутся, а потом денег нет. И я как-то сильно расстроилась, не захотелось уже никуда. Хотела с ним поговорить, говорю, ну зачем ты опять, ведь ы договаривались не тыкать друг друга. Он не хотел разговаривать. У меня резко началась истерика, слезы. Я ушла в ванну. Потом пришла в комнату и он в наушниках сидит. То есть он специально их надел, чтобы не слышать как я плачу. Снова обесценивает моё состояние, не успокоил. Мне стало ещё обиднее, я уже не могу слезы остановить, и он мне говорит, ты больная. Я переспросила, говорю, зачем ты так, мы же договаривались. В итоге он ещё раз обозвал. И меня накрыло. Я была в ванной, слезы стеной, обида, я в е начала смахивать с полки, потом полетели цветы... Он меня схватил за руки, вытащил в коридор и я оказалась на полу. Кинул или нет, не могу вспомнить, помню что уже лежу. И в комнате рядом мой сын. Он орал матом, чтобы мы убирались из его дома, орал и на него... Тот ушёл собирать вещи, спустился, он ему матом опять говорит, иди в комнату и жди... У меня истерика. Он снова меня посылает... И все. Я понимаю, это конец. Через час он к сыну подошёл извинился. Но от этого не легче. То есть он нарушил свое обещание, и сделал даже больше, применил силу. С сыном у них отношения не всегда гладкие, он мальчик не простой, и часто его не слушал. Я понимаю, что он зол на него почти всегда. Но в то же время он с ним играет и проводит время. Но потом снова воспитывает и ждёт отдачи. Как отец хороший, как мужчина все обязанности выполняет, не пьёт, не гуляет. Всегда идёт домой. Все для нас делает, но иногда через ворчание. Но как теперь, я понимаю, что я сорвалась, и я не должна была себя так вести. Но ведь и я так себя повела, потому что он на давил на больное. Моя психика как будто расшатана его ворчание и словами, недовольства и, что я не могу спокойно многое воспринимать. И я получается его тоже провоцирую. Это абьюз? И мой и его? И возможно ли вообще выйти из этого круга? Сейчас я уже приняла решение в глубине души, что буду искать жилье и уезжать, потому что это повторяется все с новой силой. Но просто мне интересно, есть ли примеры выхода из такого поведения у мужчины, и чтобы в итоге семья сохранилась? Спасибо.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Ирина, здравствуйте. Начну с вопросов, заданных в теме письма: МОЖНО сохранить семью, если вы оба этого хотите и готовы «отремонтировать» коммуникацию между вами.
Мужа Вы не измените. Он изменится сам если захочет и решит, а Вы, лишь можете поддержать его в этом процессе.
Об агрессии: «абьюз ли это?» НЕТ. Даже если так, порою кажется. Абьюз носит разный характер, но есть два основных критерия: НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ вербальная/физическая агрессия и демонстративно выраженное доминантное поведение с целью унизить, сломать и все остальное в этом духе.
Из Вашего письма ясно, что его агрессия - это всегда ответ на Ваше поведение: «придираюсь.., перегибаю палку.., часто плачу.., Я понимаю, что моё поведение его убивает.. я получается его тоже провоцирую»..
Агрессия мужа, похоже больше связана:
- с незнанием как по-другому до Вас «достучаться»;
- с чувством беспомощности перед Вашим подавленным состоянием: частые слезы, образование новых долгов;
- отстранение от Вас (наушники), тоже возможно от непонимания как вести себя в ссоре; как Вас успокоить;
- от незнания как управлять своими сильными эмоциями;
- как уладить недопонимание между вами, и возможно даже, страх усугубить Ваше состояние и отношения.
Дальше. Есть факты, которые показывают, что Ваш мужчина заботится о Вас и дорожит вашей семьей:
Муж всегда говорит, что не хочет Вас обидеть.. Просто не знает..
Несмотря на недовольство Вашими долгами, вопрос этот, он всё же решил. Даже сам взял в долг, чтобы Вас освободить от долгов.
Он помогает Вам успокоиться как может (конечно, можно научиться по-другому успокаивать, это вопрос коммуникации между вами).
Ваша беременность протекала спокойно - прекрасно, отчасти, это заслуга и Вашего мужчины. Дочку любит. С сыном время проводит, несмотря на то, что отдачи от сына, порой нет. Даже извинился за свои сильные эмоции перед ним. Готов пойти вместе с Вами к психологу. Ирина, ваше положение - совсем НЕ безнадежно!
Следующий вопрос: «..возможно ли вообще выйти из этого круга?» ДА. Если вы ОБА готовы в этом поучаствовать. И одной письменной консультацией тут не обойтись. Очень рекомендую глубинную онлайн программу отношений «Любовь по-взрослому» Яны Катаевой. Вы узнаете о 3 негативных сценариях в паре, в каком находитесь вы и как из него выйти. Также полезной будет хотя бы одна из книг Джона Готтмана «7 принципов счастливого брака, или Эмоциональный интеллект в любви», «Как сохранить любовь в браке», «Испытание ребенком. Как не дать счастью разрушить отношения».
А теперь обсудим то, с чего все-таки НАЧАТЬ изменение ситуации.
1. С себя. Возможно сейчас, Вам даже сложно читать эти строки, не то чтобы начать по-новому реагировать или делать что-то по-другому.. Да, в подавленном состоянии, когда нет ресурсов, - всё даётся не легко, особенно перемены. Ирина, Я ОЧЕНЬ ВАМ СОЧУВСТВУЮ.. Но реальность такова, что менять что-либо, не меняя себя, не приводит к желаемым и устойчивым результатам. Поэтому НАЧНИТЕ СОЗДАВАТЬ и ВЫРАЩИВАТЬ ОПОРУ ВНУТРИ СЕБЯ САМОЙ. ПРОЯВИТЕ СОЧУВСТВИЕ прямо сейчас к самой себе. Поддержите себя, как если бы Вы поддерживали очень дорогого Вам человека. Найдите подходящие слова и мысленно скажите их себе и повторяйте их до некоторого облегчения. Откажитесь от ожидания полного понимания со стороны Вашего мужчины. Он не читает Ваши мысли и не знает чего именно Вы хотите в моменте. Поэтому сначала, ЧЕТКО ДЛЯ СЕБЯ САМОЙ сформулируйте чего Вы хотите в общении с ним и отношениях. Что для Вас важно. После, коротко и ясно сформулируйте их для мужа и в подходящий момент МЯГКО ОЗВУЧЬТЕ.
2. Подумайте о состоянии мужа. Он прямо говорит, что ему нужна Ваша поддержка. Да, он тоже живой человек со своими эмоциональными потребностями. И невозможно дать то, чего у самого нет. Поэтому, после того, как Вы начнете дарить самой себе поддержку в достаточном количестве, Вам легче будет оказать поддержку ему. Подумайте о его заботе о Вас, детях и искренне поблагодарите его за усилия и конкретные поступки. Это укрепит отношения между вами, и мы можем предполагать, что в ответ, он также найдет немало теплых слов для Вас.
3. Не спешите с серьезными решениями. Первое время откажитесь ставить условия и ультиматумы. Вы ОБА устали.. ОБОИМ нужно тепло и понимание, терпение, уважение и любовь. Обсудите не спеша, ЧТО ИМЕННО (какие слова и действия) будут ощущаться поддержкой со стороны каждого из вас друг к другу? Чего именно хочется в тяжелые минуты: обнимашек? Чашку ароматного чая? Молчаливого присутствия? Подумайте вместе и договоритесь проявлять такую поддержку и так, как важно было бы ее получить в нужное время, другому. Договоритесь замечать усилия друг друга и благодарить. Постепенно, вы оба почувствуете близость, доверие и эмоциональную безопасность между вами. В такой атмосфере обсуждать более серьезные вопросы и принимать ключевые решения, станет легче.
Ирина, берегите себя, друг друга и семью.
Сил Вам, терпения и благополучия!
Вопросы, консультации возможны через ZOOM, скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина