Любовь или зависимость? Я боюсь его потерять, что я останусь одна, что он был тем самым...

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Была в отношениях с парнем 2,5 года. Была безумная влюбленность, но это были созависимые отношения. Человек меня унижал, оскорблял, изменял, мог и физически причинить вред. Короче, полный абьюз. На протяжении 3-4 месяцев я расставалась, сходилась с ним. По итогу решила, что мы с ним расстаёмся насовсем. А потом так получилось, что в очень жизненно трудный момент в моей жизни со мной остался только он. Он поддерживал и помогал мне, заботился. Он стал меняться ради меня. Стал уважительно ко мне относиться, ценить, любить и показывать это, и хоть мне уже это было не нужно, я согласилась с ним снова встречаться, хотя планов на будущее с ним уже не строила. Потом всё-таки поняла, что с ним я не в безопасности, мне хочется другого. А как таковых отношений уже и не хочется, надоело. В конце декабря мы опять расстались. Я говорила ему, что нам лучше не общаться, потому что обоим будет больно от этого. Но он настаивал на своём. А я и не сопротивлялась, потому что для меня он близкий человек и последние полгода отношения очень изменились, он показал себя с совершенно другой стороны. Да и близких, кроме него, у меня не осталось. А я стала относиться к нему как … даже приличного слова не находится. В общем, стала им очень пренебрегать, обижать его. Короче, мы поменялись местами. Сначала я думала, что это просто мои обиды на него. А теперь думаю, а не разлюбила ли я. И проблема в том, что вот мы полтора месяца как расстались, но продолжили общаться, спать и тд. По факту, не расстались, в общем, это только на словах. И вот он мне позавчера говорит: «Мне это надоело. Я не могу терпеть, как ты ко мне относишься. Разберись со своими чувствами». И вот я понимаю, что встречаться не хочу, уже нет той искры, которая была. Я не скучаю по нему, у меня нет желания с ним часто видеться, я не вижу с ним совместного будущего, а некоторые вещи стали раздражать. А с другой стороны, вроде как он очень дорог мне, нас много связывает, и он во многом мне подходит. Да и опять-таки он единственный близкий мне человек. Так сложилось, что друзей близких у меня не осталось. Я очень запуталась, потому что хочется уже отдыха от всего этого. Отпустить трудно, а удерживать тоже нечестно, да и болезненно. Я боюсь его потерять, что я останусь одна, что он был тем самым, а я упустила момент и потом буду жалеть об этом, что не надо другого, с которым будут отношения мечты. Но и встречаться с ним не хочу, как будто больше нет чувств к нему, только тёплые дружеские и чувство благодарности. Да и ещё огромное чувство вины, что так долго мучаю человека. Боюсь остаться по итогу одна. Как сказать об этом всем человеку?
Автор вопроса: Лиля Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Кирюшкин Аркадий Петрович.
Лиля, здравствуйте!
Согласен с Вами…Разобраться в таких перипетиях чувств и эмоций самой непросто. Попробую Вам в этом помочь… Ну или, по крайней мере, поддержать!
Если отвечать только на конкретно поставленный вопрос, то могу сказать так: прямо.
Да, вот так незатейливо. Буквально теми же словами, которыми Вы излагаете всю эту ситуацию в письме. Не стоит придумывать чего-то эдакого…
Чем проще будет изложение, тем легче понимание. В сфере отношений это отлично работающий принцип, поверьте мне.
И уже по результатам разговора вы сможете принять некое взвешенное, обоюдоприемлемое решение. Которое устраивало бы вас ОБОИХ.
Теперь позволю себе немного «растечься мыслью по древу» и порассуждать о ситуации в целом…
Мне в ней видятся несколько «сюжетов».
Первый – это Ваши отношения с молодым человеком.
Те замысловатые пируэты, которые они «вырисовывали» на протяжении всего времени, говорят об их многослойности.
Здесь и психологическое, и физическое насилие…
И «классический» абьюз…
И манипуляторство в полной красе…
И «химически чистая» созависимость…
Букет, поражающий воображение.
А помимо этого, на другой чаше весов: искренние чувства (время от времени и у разных персоналий), полноценная поддержка, забота, помощь, эмоциональная привязанность, дружба…
И всё это за относительно небольшой промежуток времени.
С одной стороны, всё это можно «списать» на возраст, на гормональный всплеск, на излишнюю эмоциональность и прочее…
Всё это, безусловно, имеет место быть.
Но! Крайне редко бывает, когда настолько разные по своей природе и по своим проявлениям «форматы» взаимодействия между партнёрами соединяются в ОДНОЙ отдельно взятой паре.
И здесь у меня есть мысль о том, что хорошо бы этот кейс рассмотреть несколько шире, беря во внимание не только две ваши персоны.
Если бы у меня была возможность полноценного общения в форме консультации, то я бы начал двигаться в сторону детско-родительских отношений и возможных детских травмирующих опытов, которые вполне могли быть в Вашей жизни. Я веду речь исключительно о Вас, потому что Вы обратились с запросом, молодой человек присутствует фоном.
Плюс к этому. Можно (и даже нужно) было бы рассмотреть отношения в Вашей нуклеарной семье, между родителями или другими значимыми взрослыми. Это очень часто является тем «золотым ключиком», который открывает для клиента его собственный внутренний мир.
Очень часто мы, совершенно бессознательно, копируем модели поведения предыдущих поколений. Не всегда буквально…Обычно это совпадения по «механике» процесса, по его наполнению – а «картинка» может быть и иной, суть от этого не меняется.
Только после изучения вот этого огромного «пласта» можно было бы сделать вывод о причинах такого течения Ваших отношений и о перспективах перевода его в более функциональное русло.
И второе, на что бы я хотел обратить Ваше внимание — это Ваши собственные мысли, ощущения, переживания, реакции.
Их спектр чрезвычайно широк, особенно учитывая Ваш юный возраст.
И это совсем не плохо, замечу я. Человек с таким широчайшим набором эмоциональных проявлений, с такой «палитрой» чувств способен на широкий же диапазон ответных реакций. А это очень ценно. Постарайтесь не растерять этот ресурс.
С возрастом, я уверен, Вы сможете подходить к его использованию более взвешенно и, естественным образом, научитесь контролировать себя в ситуациях, когда это действительно необходимо. Контролировать – не значит сдерживать, обратите на это внимание)). Истинные чувства (с любым знаком) обязательно должны находить выход!
Лиля, если Вам необходим более полный разбор сложившейся ситуации - пишите мне на почту [email protected]
Буду признателен, если сочтёте возможным оставить отзыв.
Всего Вам доброго!