Постоянно раздражаюсь из-за мелочей в поведении парня, от этого сомневаюсь в отношениях.

Вопрос психологу:
Добрый день! Я бы очень хотела разобраться с проблемой, которая у меня вылезает уже во вторых отношениях подряд: новые стали дублером предыдущих в плане моих эмоций. Проблема заключается в том, что я постоянно, еще даже с самого начала отношений, испытываю раздражение от каких-то мелочей в поведении парня (отдельные слова, скачки тона голоса, какие-то высказывания), и к ним еще примешивается смутные чувства страха и тревоги и желание "оттолкнуть" от себя парня. Затем добавляются крайне выматывающие мысли "он тебе не подходит, вам надо расстаться, это ненастоящая любовь, ты его не любишь". Причем глобально в отношениях все хорошо: меня любят, не ограничивают и обо мне заботятся, в чувствах другого человека (в отличие от своих) мне сильно сомневаться не приходится. Парень (что предыдущий, что нынешний) уверен в том, что я его люблю. И вроде бы объективно все хорошо, но дискомфорт от раздражения - вплоть до головных болей и страха, что и как скажет человек - очень велики. Мне вроде и хорошо, а вроде и плохо в близких отношениях. И очень страшно, к чему это все приведет, и что человека я так или иначе потеряю. И больно оттого, что я, возможно, не испытываю того же глубоко чувства, которое ко мне испытывает другой человек. Самое интересное, что я нередко ловлю себя на том, что раздражающее поведение парня вызывает во мне какие-то смутные воспоминания из детства и отсылает ко мне из прошлого: я сама вела себя подобным образом, это кого-то раздражало (преимущественно мать), и со временем такое поведение сошло на нет. Только вот почему я остро на это реагирую, если мне вроде как стало легче жить без такого поведения? Да и вообще, почему у меня с парнем резко повышается чувствительность и восприимчивость к подобным мелочам? Я превращаюсь в какую-то сверхчувствительную зверушку, которую надо успокаивать и обнимать после каждого "накопления раздражения", коих за одну прогулку происходит 2-3.
Мне еще постоянно кажется, что моя любовь какая-то "неправильная", что это какое угодно чувство, комплекс чувств (нежность, забота, желание, привязанность), но не любовь. Мои представления о любви объективно слишком идеализированы, и не соответствуют тому, что я сама испытываю, однако не дают мне покоя: может, где-нибудь мне подвернется именно такая любовь?. Масла в огонь еще подливает следующая ситуация: про мои предыдущие отношения мать сказала, что это была не любовь, раз меня что-то раздражало, а еще что я любила больше головой, а не сердцем (это относилось к тому, что я могла перечислить достоинства и недостатки своего парня). Только вот такой большой любви, которая была у моей матери (а она практически боготворила моего отца), я себе не желаю: кончилась она плохо, я повторить ее судьбу ни в коем случае не хочу. Как и в целом стать копией своей матери - придирки по мелочам (вплоть до того, в какой манере говорит человек) мне "передались" как раз от нее.
Что вы думаете насчет моей проблемы? Возможно ли снизить раздражительность при этом сохранив отношения? И в чем могут крыться ее причины? Я пока что убеждаюсь, что корень проблем во мне, а не в парне.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Шмелева Дарья Юрьевна.
Добрый день, Дарья!
Благодарю за подробное письмо. Хочу отметить ваш довольно высокий уровень саморефлексии. Из письма видно, что вы долго обдумывали данную проблему и значительно продвинулись в поиске ее причин.
Для начала хочу немного успокоить вас и развеять сомнения относительно ваших чувств: ваше раздражение на партнера не означает, что вы его не любите. В близких отношениях мы неизбежно сталкиваемся с отличиями партнера, которые могут вызывать у нас самые разные реакции: от восхищения до презрения, и любая реакция является нормальной.
Вы спрашиваете, почему в близких отношениях резко повышается чувствительность и восприимчивость. Дело в том, что партнер знает вас близко, в том числе знает о ваших уязвимых сторонах, и может осознанно или неосознанно задеть за живое. Помимо этого, в отношениях мы зачастую хотим избавиться от детских травм, хотим, чтобы нас "долюбили" (хотя, к сожалению, взрослый человек не сможет нам додать той любви, тепла и нежности, которых не хватило в детстве), и неосознанно можем ожидать от партнера то, чего он нам не сможет дать, а, если он не оправдывает ожиданий, можем бурно реагировать. Подумайте, есть ли в вашем отношении к парню ожидания от него или страх, что он может вас ранить или наступить на больное место.
Я предполагаю, что отсюда может быть и страх, что эти отношения закончатся. В психологии есть такое понятие: за страхом может скрываться желание. Подумайте, какие плюсы и минусы могли бы быть в вашем расставании. Если у вас есть высокая фоновая тревога от ожидания того, "что и как скажет человек", то неудивительно, что эта тревога может вызывать сильную усталость и бессознательное желание закончить отношения.
Также, говоря о страхе слов и поведения партнера, хочу предложить вам эксперимент: подумайте, что самое страшное/неприятное может сделать партнер, и какая у вас будет реакция, если он это сделает. Может, вам придется срочно что-то менять, вы боитесь собственной реакции и пр. Представление в деталях "самого ужасного" исхода событий может помочь снизить тревогу.
Вы пишете, что раздражаетесь по мелочам в поведении вашего парня. К сожалению, на сайте нельзя задавать вопросы, а было бы очень интересно узнать, на какие именно слова, тон голоса и пр. вы раздражаетесь. Вы можете самостоятельно (в блокноте или заметках в телефоне) отмечать для себя слова, фразы, жесты и пр., что вызывает у вас раздражение. Возможно, поначалу вы сможете отмечать только моменты, когда вы уже на "взводе", но со временем сможете замечать, когда впервые зарождается это раздражение, и сравнить слова/поведение парня с вашими детскими реакциями.
Давайте отдельно сфокусируемся на раздражении. У меня есть две гипотезы относительно его причин. Первая - вы говорите, что подобным образом вели себя в детстве, на что ваша мать раздражалась. Зачастую мы испытываем раздражение или злость в отношении других, когда они позволяют себе такое поведение, которое нам в детстве запрещали, и мы научились, что так делать нельзя, иначе родители нас разлюбят/не будут с нами разговаривать/будут злиться и пр. Если копнуть чуть глубже, то наряду с раздражением можно обнаружить зависть. Последите за своими чувствами и отметьте, есть ли там зависть. На уровне мыслей это будет проявляться как "да как он смеет", "да что он себе позволяет" и т.д.
Вторая гипотеза - в детстве мы "вбираем" в себя образ родителей, и внутренний образ матери и отца остаются с нами во взрослой жизни. Помимо этого, мы также вбираем в себя те способы реагирования и модели поведения, которым нас научили в детстве, т.е. вы реагируете на своего партнера так же, как в детстве на вас реагировала мать, потому что не знаете, как можно по-другому. Прислушайтесь к себе и посмотрите, раздражаетесь ли вы из своего внутреннего Ребенка, Родителя или Взрослого. Подумайте, сколько вам внутри лет, когда вы раздражены, и вам будет проще понять, это ваша собственная детская история либо же вы смотрите на своего парня в этот момент как на ребенка.
Вы очень грамотно провели параллель между своими отношениями и отношениями родителей. Вы говорите, что в детстве мать боготворила отца, но вы таких отношений не хотите, и пишете о том, что практически с самого начала вас начинает в партнерах что-то раздражать. Ситуация, когда один человек боготворит другого, называется "идеализация", т.е. человек не видит в другом недостатков. Обычно после идеализации следует обесценивание, когда, наоборот, все достоинства человека как будто исчезают и видны только недостатки. Предполагаю, что в детстве вы становились свидетельницей таких смен отношения матери к отцу, когда она его то боготворила, то унижала, либо видели, что из-за идеализации мать не замечает явных недостатков отца. Так как вы не хотите повторения подобных отношений, то с самого начала стараетесь трезво относиться к партнеру и отмечать как раздражающие вас вещи, так и достоинства: "меня любят, не ограничивают, заботятся, в чувствах другого ... сомневаться не приходится". На мой взгляд, это довольно зрелое отношение.
Хотелось бы еще отметить ваше отношение к эмоциям другого человека и к своим собственным. Вы заботитесь о чувствах другого партнера, при этом обесценивая свои ("раздражение от каких-то мелочей", "сверхчувствительная зверушка" и т.д.). Подумайте, как часто вы себя критикуете в других сферах (работа, учеба, отношения с друзьями, навыки). Предполагаю, что часть тревоги и раздражения может быть вызвана непринятием и обесцениваем собственных чувств.
Если вы захотите глубже разобраться в себе, своих отношениях с партнером и матерью, а также поисследовать другие способы реагирования в отношениях, буду рада видеть вас на консультации. Принимаю очно в Санкт-Петербурге и онлайн.
С уважением,
Дарья