Непонятное состояние перед сном или ночью не дает спать.

Вопрос психологу:
Начну с того, что с родителями всегда были отличные отношения, рос счастливым ребенком в семье, психологических потрясений не было, травм тоже, кроме пары сотрясений. Лет может с 10-и, может быть чуть ранее мучило перед сном, или ночью просыпался от ощущения, что пространство вокруг меня не имеет четких размеров (телефон перед глазами как будто на расстоянии трех метров, стены в комнате растягиваются до размеров футбольного поля, при этом все достаточно близко и даже ближе, чем на самом деле).
Все кажется маленьким (руки особенно) и при этом больше чем должно быть.
А еще все мысли и движения кажутся очень быстрыми.
Как будто тараторишь.
Как будто торопишься сильно.
При этом понимаешь, что все твои движения на нормальной скорости.
И раньше в такие моменты в полудреме снилось безразмерное пространство с полом, стенами, потолком, не имеющими никакого цвета, они ни тёмные и ни светлые, они никакие. Но хорошо видны.
И какие-то ассоциации с тонкой иголкой и толстой тяжелой вытянутой подушкой из очень жесткого и неприятного на ощупь материала. Как мешковина.
И паника. Вот она и не дает заснуть. Охота побежать, что-то сделать, но все нормально. Просто паника, неконтролируемая, сердце колотится. Паника такая, что из окна охота выпрыгнуть. Этого конечно не случится, я остаюсь полностью адекватен и на сто процентов себя контролирую. Окружающие не замечают ничего.
Похожее состояние бывало во время сильной температуры, но там подробностей не помню никогда (в очень тяжелом состоянии бывает, если болею).
В детстве это происходило часто (раз в месяц, возможно).
Теперь редко (раз в год), но сильнее.
В детстве достаточно было пройтись по квартире, попить воды, отвлечься в общем, и все проходило. Сейчас ложусь обратно в кровать и сразу состояние возвращается.
Есть проблемы со сном. Режим засыпать после двух ночи. Не высыпаюсь целую неделю. Но это не беспокоит. В пятницу - субботу отсыпаюсь по 12-16часов.
Работа активная, расслабиться в рабочее время нет возможности.
Меня интересует что это за состояние, чем может быть вызвано, насколько это серьезно и как с этим бороться?
Заранее спасибо.
Автор вопроса: Павел Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Анисимова Елена Сергеевна.
Здравствуйте, Павел!
Описанные Вами состояния:
- "...пространство вокруг меня не имеет четких размеров...";
- "...паника, неконтролируемая, сердце колотится. Паника такая, что из окна охота выпрыгнуть..."
- "...есть проблемы со сном..." - очень похожи на состояние "панической атаки".
Причины возникновения панических состояний, на сегодняшний день, точно не установлены. Существует большое количество теорий, в которых исследователи выделяют основными следующие факторы:
- наследственная предрасположенность;
- изменения в центральной нервной системе, связанные с травмами, либо с нарушением обмена веществ;
- перенесенные в детстве психологические травмы;
- личностные особенности.
Исходя, из изложенной Вами информации, могу предположить, что в Вашем случае, физическая травма ("... кроме пары сотрясений..."), могла послужить запускающим механизмом. Уже после первого возникновения панического состояния развивается страх повторения, что в свою очередь, вызывает рост напряжения и тревоги, провоцируя дальнейшие приступы. Таким образом, в механизме развития панической атаки наблюдается порочный круг. Чем интенсивнее тревога, тем экспрессивней симптоматика (ощущение "растягиваний пространства", тахикардия, нарушения сна), которая еще больше стимулирует тревогу.
Быстрый темп жизни, вредные привычки, неразрешенные конфликты, отсутствие сна - ведут к снижению общей стрессоустойчивости организма, что оказывает влияние на увеличение частоты появлений и силы воздействия панических состояний, а также способности справляться с ними самостоятельно.
Из вопроса, я понимаю, что Ваше состояние только усугубляется, с течением времени и увеличением воздействующих отрицательных факторов. Исследуя, данную тему, могу предположить,что в дальнейшем возможно только усиление уже имеющихся страхов и присоединение к ним новых, и, как следствие, развитие депрессивных состояний.
Очень часто, люди считают, что панические состояния не стоит лечить, а, просто, "надо взять себя в руки". ЭТО АБСОЛЮТНО НЕ ВЕРНО! ЛЕЧИТЬ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО! Если панические состояния не лечить, они могут только прогрессировать. прогрессировать. Чем раньше начать лечение, тем скорее Вы сможете добиться нормализации состояния.
Но, и по-моему,это очень важно, для начала следует пройти полный курс обследования у различных специалистов (кардиолог, невролог, терапевт и другие), сдать все анализы, чтобы исключить наличие соматического заболевания, которое может провоцировать панические состояния. Затем, убедившись в психологических корнях Ваших состояний, необходимо обратиться за консультацией врача - психотерапевта, который поможет выяснить и излечить причины возникновения панических состояний, восстановить спокойный образ жизни и научиться противостоять стрессовым воздействиям, в будущем.
Желаю Вам самого наилучшего! Верю в Вашу силу и способность справиться со всеми трудностями!