Хочу понять свое депрессивное состояние и избавиться от него.

Вопрос психологу:
Добрый день. Очень надеюсь на вашу помощь. Мне девятнадцать лет, и я ни разу не обращалась к психологу, считала, что мне никогда это не понадобится, ведь жизнь у меня, в сущности, хорошая. Неплохие отношения с родными, есть приятные творческие хобби и учеба по специальности, которая в будущем наверняка принесет большие деньги. Но вот недавно я, наверное, впервые обнаружила, что мне все-таки нужна помощь профессионала, а дело вот в чем: на протяжении двух лет я очень люблю человека одного со мной пола. Нет, ориентация меня не очень беспокоит. Это замечательная девушка, пусть и со своими недостатками. Она знает о моей любви, и она же - мой лучший друг, но она совершенно запуталась в своих чувствах. Порой говорит мне, что, кажется, совсем любить не умеет и не знает, что чувствует ко мне. Я для нее как будто член семьи или даже больше, но она не уверена, что любит меня так же, как я ее, ведь ей практически всю свою жизнь нравились только мальчики. На протяжении двух лет я старалась полностью обеспечить ее всем, чем только могла. Любой помощью, любой поддержкой, даже если для этого приходилось терпеть какие-нибудь неудобства, о своих проблемах не говорила, чтобы не грузить ее, зато выслушивала рассказы о ее проблемах. Конечно, мне не нравилось то, что мальчики обращают на нее внимание, как и она на них, мне не нравились ее разговоры о неком "идеале", который она мечтает видеть рядом с собой в будущем, мне не нравились ее жалобы на отсутствие "личной жизни". Это при том, что у нас с ней были и поцелуи, и прочие романтические вещи. А я вот впервые чувствовала, что люблю по-настоящему, ведь до этого отношений почти что не было. Была одна не взаимная влюбленность без какого-либо телесного влечения, и все. Так вот, у девушки этой частые перепады настроения, она бросается из крайности в крайность, а я за нее каждый раз дико переживаю, но не осуждаю, ведь ее жизнь куда более сложная, чем моя. Стараюсь помочь, на что получаю, как правило, "я не хочу об этом говорить" или "ты все равно не поймешь". Около недели назад ей было совсем плохо, и она почти весь день отвечала сухо, а то и вовсе игнорировала (мы переписывались). Попытки понять, в чем дело, остались безуспешными. Большую часть дня меня трусило, могла начать плакать в любой момент (я вообще за эти два года стала очень несдержанной на слезы), а потом вдруг - бац! - полная апатия, полное равнодушие. Она холодно отвечает, а мне все равно, я продолжаю заниматься своим делом. Впервые мне хотелось как можно быстрее завершить разговор с ней, но она, казалось, поняла это и нарочно пыталась его продлить, провоцировать на продолжение диалога. В результате мы закончили говорить мирно, но это состояние не спадает до сих пор и стало ухудшаться. Теперь я чувствую то полную апатию, то непонятное раздражение, то всепоглощающую печаль - хочется плакать, чувствуется ненужность, не видится смысл в любых своих действиях. Хорошее будущее... Да что там, хоть какое-то будущее не видится. Я стала полным мизантропом. За эту неделю я всего раз посетила пары просто потому, что не хочу никого видеть, ни с кем взаимодействовать. Я и раньше легко уставала от общения, а сейчас это перешло всякие границы. Радость ничто не приносит, а если она и есть, то мимолетная. Эти два года смыслом моей жизни было добиться человека, стать для него всем, что сможет улучшить ее состояние, но сейчас я чувствую, что потеряла его. И смысл, и человека, потому что этой девушке взаимно нравится мальчик, но при этом она умоляла никуда не уходить, буквально со слезами говорила, что не хочет меня терять, что не хочет делать мне больно. Я ее успокоила, сказала, что никуда не уйду и что ей не стоит думать обо мне. Если кто-то нравится, пусть встречается, я все равно буду рядом и помогу, чем смогу. Я все еще для нее как член семьи или что-то большее, но дело не в этом. Я не знаю, что делать со своим состоянием. Тесты на депрессию показывают, что она у меня есть, причем в тяжелой стадии. Часто начали приходить мысли о самоубийстве. Хоть я и не собираюсь их воплощать в жизнь, меня пугает такое их количество. При этом равнодушие к себе, к своему здоровью и к окружающим даже устраивает, но раздражают слезы, которые могут выступить в любой момент и превратить равнодушие в тревогу, жалость к себе, грусть. Порой становится так больно, что хочется забиться куда-нибудь, чтобы никто меня не трогал, или заснуть и долго-долго не просыпаться (сплю я не очень много - 4-6 часов в сутки). Аппетит, конечно же, пропал. Родные не понимают этого состояния, ругаются, и я тоже не понимаю. Замечательные хобби больше не приносят удовольствия. Единственное, что хоть немного отвлекает - погружение в другие миры, чтение книг, манги, просмотр фильмов, видеоигры, но и это не оставляет долговременный эффект. Взяться за что-то очень проблематично, из-за чего накапливается куча долгов по учебе, а я просто не могу заставить себя пойти на пары или сделать какое-нибудь задание (я учусь на графического дизайнера, и большинство заданий, конечно же, практические, требующие какого-никакого вдохновения). Не могу заставить себя нормально поговорить с кем-то, потому что нет желания контактировать с людьми вообще. Нет потребности любить и быть любимой, но при этом ощущается постоянная ненужность. Может ли это быть депрессия? И как с этим бороться?
Автор вопроса: Алёна Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Алена!
Хоть Ваш вопрос касается депрессии и что с ней делать, позвольте начать все же СНАЧАЛА.
Вы начали письмо тем, что у Вас «неплохие отношения с родителями», для меня эта фраза уже говорит о том, что отношения с родителями достаточно холодные и есть много обид, Вы можете поспорить, но какой в этом смысл? Как бы Вы не старались отгородиться от родителей, ВСЕГДА жизненные ситуации будут возвращать Вас к тем чувствам, которые Вы не прожили с ними. Собственно, в семье и формируется наше представление о жизни и понимание своего счастья. Ваши родители знают о Вашей ориентации, как они поддерживают Вас, одобряют ли? Хоть Вы и пишите, что «ориентация Вас не очень беспокоит», т.е. другими словами беспокоит, но не очень? А еще точнее – беспокоит, но я не готова об этом говорить, а если пойти еще дальше то, не готова почувствовать, что там внутри меня на самом деле меня беспокоит…? Как и когда Вы вообще почувствовали, что Вас влечет именно к девушкам? Ведь всего 2 года Вас влечет к другой девушке, а до этого что было? Что Вы чувствуете к парням? А что к отцу своему? А к маме? Это все вопросы, над которыми стоит поразмышлять, хоть Вы и пытаетесь перескочить этот фундамент.
Дальше об учебе пишите «учеба по специальности, которая в будущем наверняка принесет большие деньги». Если Вы учитесь ради того, чтобы получать большие деньги, то успех будет недолгим, либо начнут страдать другие сферы Вашей жизни, в первую очередь – здоровье. По той простой причине, что Вы – девочка, девушка, женщина. Ваша миссия по жизни – чувствовать, радоваться и получать удовольствие от всего с чем вы соприкасаетесь. Поэтому и хобби, и учеба должны радовать или как минимум большая часть предметов и заданий, должны быть Вам в радость, если это не так, значит это не Ваш путь, сколько бы денег за этим не стояло. Женщина создана не для того, чтобы думать, что ей принесет деньги и сколько, а для того чтобы чувствовать саму жизнь и через эти чувства созидать и творить в этом мире.
Потом Вы много слов пишите, о том, какая Вы любящая и понимающая подруга-избранница, и что Вы принимаете ее такой какая она есть, но если это действительно так, то почему же не готовы принять то, что ей нравятся парни, что ей просто удобно с Вами, что она использует Вас в своих целях, а Вы ее – в своих!? Да, именно так, потому что если убрать ее из Вашей жизни, то Вы, стало полагать, умерли бы уже? Иначе какой смысл жить без смысла? Сами пишите, что эти два года добивались ее и она была Вашим смыслом.
Но проблема в том, что смысл жизни совсем в другом! И Вы далеко еще от его понимания. И эта ситуация Вам дана в том числе и для того, чтобы пробудить Вас к реальности, показать Вам, что Ваше счастье не должно зависеть от другого человека, что Вы сами творите и создаете свою жизнь, это первое. Второе- нельзя предавать себя и делать вид, что «все хорошо». Если Вам обидно/больно/злитесь/раздражаетесь и т.д. от того, что подруга с парнем, нужно признать это, а потом проявить/прожить эту боль (или др. эмоцию, которая возникла). Как Вы проявили свое чувство ей? Поймите любое чувство и переживание – это энергия, и если Вы его подавляете, если игнорируете и убеждаете себя, что ничего не чувствуете, то рано или поздно случится то, что не почувствовать будет нельзя (в негативном аспекте, конечно). Так зачем до этого доводить? Вы - девушка (природа не ошибается (!), это человек со своим раздутым Эго, может считать какие-то события в жизни случайными, ошибочными, незаслуженными, несправедливыми и т.п.), а значит миссия Ваша в том, чтобы эту девушку в себе раскрыть, понять, узнать, почувствовать! А не в том, чтобы другую девочку сделать счастливой. Вы подсознательно в другой девочке видите себя! Тольку ту себя, которую боитесь в себе открыть и найти! А для того чтобы ее найти, нужно очень глубоко спуститься вниз, к своим основам, к родителям в частности. И Ваши слезы именно об этом, Вы даже уже их не контролируете, потому что все чаши переполнены. Любовь – это не жертва, это не о том, чтобы все лучшее тебе, а «обо мне ты не думай», это самодостаточное чувство, которое не нуждается в жертвоприношениях, наоборот, оно дает силу, возвышает, окрыляет, помогает. Все остальное – это эгоизм, страхи, но в Вашем случае это пробуждение того здорового эгоизма, который должен быть в девушке, он проявляется во внимании к себе, в ощущении своей нежности, в заботе о себе и т.д.
Что же касается Вашего состояния, то я Вам без тестов скажу, что если бы у Вас была глубокая депрессия, то Вы не то, что такое длинное письмо не настрочили бы, и уж тем более не проверяли себя по тестам, а элементарно ходить бы не могли, лежали бы и тупо в потолок смотрели бы. А раз у Вас есть силы и желание что-то менять, то это уже правильное направление. То, что Вы сейчас чувствуете - это хорошо. Чувства выполняют свои функции, они либо вдохновляют, ободряют, либо причиняют такой дискомфорт, чтоб это послужило Вам пинком что-то исправить. Если еще не доплакали – доплачьте, если до сих пор не ясно, куда идти дальше, -идите в себя – не ошибетесь! Изучайте себя, познавайте себя, наблюдайте за собой. Спросите себя, что Вам приносит в жизни удовольствие? От самого простого, например, «солнце, тепло», до более сложного, что себе можете представить. И ежедневно, ежечасно спрашивайте себя какую пользу я принесла сегодня миру? Если с окружением не сложилось в какой-то день, значит себе, своему телу? И почаще делайте то, что нравится, доставляет удовольствие. Это и будет Ваш выход из хандры, в которой Вы пребываете, и это же послужит Вам стимулом к развитию, а развитие – это и есть один из смыслов в жизни!
Будут вопросы и желание – пишите, пообщаемся!
Верю в Вас и Ваши силы!