Самоненависть, апатия и неуверенность в себе. Как взять себя в руки?

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
До поры учебы в техникуме, я не страдала острой неуверенностью в себе. Проблемы начались на первом курсе. Сначала это были вопросы о внешности, это не сильно меня коробило. Настоящий "удар" я почувствовала во втором семестре, когда поняла, что я не такая уж и классная в своем любимом деле.
Однако, с переходом на второй курс обе проблемы сошли на нет, так как я горела желанием все исправить, что и сделала с успехом.
Наверное , толчок к моей глубокой апатии и неуверенности в себе случился год назад.
Я ужасно ссорилась с родителями по поводу моей худобы, вместе с ними ходила к диетологу, который прямо им сказал, что со мной все в порядке, но те не верили и продолжали доводить меня своими пустыми волнениями.
В конце концов, я настолько вымоталась каждый день бороться с ними, что впала в состояние безразличия и начала много есть. Родители не ожидали такого поворота событий, начали чувствовать вину, когда видели, как на фоне прошлых стрессов и случившегося начала разрушаться моя жизнь.
Я перестала ходить на учебу, заниматься любимым делом да и просто общаться с людьми. Кое-как закончила третий курс, однако все еще продолжала ссориться с родителями. Когда я была худой, я боялась лишний раз их обидеть и заткнуть, потому что давление на меня было убийственным. Когда же я потолстела, я словно сорвалась с цепи, устраивала истерики, винила и обижала родителей. Страшное время было.
Как раз тогда я увидела одного человека, который умело рисовал, хоть он и был младше меня на n-ое количество лет. Прилив самоненависти и неуверенности в себе накрыл меня волной, и я не могла даже нарисовать вещи, которые раньше у меня легко получались. Я стала завидовать и одновременно ругать себя за это.
Это продолжается до сих пор, однако в течение четвертого курса мое состояние было невыносимым. Я не могла даже с кровати встать и одеться, что уж говорить о походе в колледж к людям, которые несколько месяцев назад видели тебя стройной и красивой.
Но с помощью уговоров и слез, я закончила первый семестр.
На новый год я осталась в городе, а родители уехали в деревню. Я все еще сравнивала себя и гнобила себя за свою слабость и неумелость. Перестала спать по ночам из-за тяжелой грусти. Перестала ухаживать за собой и выходить на люди. Второй семестр был тяжелым, я не хотела ходить в техникум, родители сильно злились на меня, говорили вещи, которые я больше всего не хотела слышать от них.
В конце концов, я была так подавлена и истощена морально, что на этом фоне напилась таблеток и попала в реанимацию. Только тогда, наверное, мои родители действительно поняли, что я страдаю, а не притворяюсь.
Сейчас я пью антидепрессанты, назначенные психотерапевтом, о суициде даже думать не хочу. Отговариваю тех, кто хочет рискнуть.
Однако неуверенность в себе так вросла в меня, что я начала сомневаться абсолютно во всем. Кажется, что мое прошлое состояние начинает возвращаться, а я этого не хочу.
Я чувствую себя загнанной, просто не двигаюсь. Эта апатия меня убивает, я ведь понимаю, что я уже взрослая, должна нести ответственность, но я так боюсь, что не смогу. Просто тупик.
Я не знаю, что делать с этой неуверенностью.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Алибекова Рината Жолдасовна.
Дорогая Дарья,
Спасибо вам за обращение. Прежде всего, я очень рекомендую вам очно обратиться к психологу. В рамках одного письма я не смогу помочь вам обнаружить и исследовать проблему так же, как и оказать поддержку, адекватную вашему состоянию.
Я очень сочувствую вам в том, что вам приходится переживать.
То, что я вижу на поверхности это глубокая неудовлетворенность собой и реальностью, в которой вам приходится существовать.
«Наверное , толчок к моей глубокой апатии и неуверенности в себе случился год назад. Я ужасно ссорилась с родителями по поводу моей худобы, вместе с ними ходила к диетологу, который прямо им сказал, что со мной все в порядке, но те не верили и продолжали доводить меня своими пустыми волнениями. В конце концов, я настолько вымоталась каждый день бороться с ними, что впала в состояние безразличия и начала много есть» - Как вам кажется, почему родители беспокоятся о вашем питании? В чем выражалось давление со стороны родителей?
Я могу предположить, что ваша апатия явилась следствием ощущения неспособности контролировать свою жизнь, как будто есть фантазия, что родители, другие люди имеют возможность влиять на вас, а вы не способны этому противостоять? И чтобы наконец прочертить границу вашей автономности, вашего контроля, у вас нет других средств кроме как нанести себе вред. На самом деле они есть, в возрасте 20 лет человек сам может решать где ему жить, как и с кем. Вы можете осознать, что ваша жизнь это ваше отдельное пространство, которое контролируется только вами вне зависимости от того, что думают и говорят другие. Только вы можете оценивать свою жизнь как удовлетворительную и неудовлетворительную, и соответственно планировать действия, которые могут ее изменить в лучшую сторону.
«В конце концов, я была так подавлена и истощена морально, что на этом фоне напилась таблеток и попала в реанимацию. Только тогда, наверное, мои родители действительно поняли, что я страдаю, а не притворяюсь» - до этого момента, у вас было ощущение, что ваше состояние обесценивалось родителями, они не относились к этому серьезно? Я очень сочувствую вам в этом переживании, поддержка близких часто становится необходимой. Как часто родители интересовались вашим состоянием, вашими чувствами, сочувствовали? Есть ли такая практика в семье? Как часто вы сочувствуете себе? Делать это очень полезно. Изо дня в день мы предъявляем к себе массу, часто неадекватных требований, не учитывая наши потребности в сочувствии. Если вам некому сейчас посочувствовать, начните делать это сами.
Неуверенность в себе и аутоагрессия могут быть следствием чувства вины. Чувство вины, что вы не такая, какой хотят вас видеть другие, не соответствуете чьим-то ожиданиям, стандартам. Мне кажется, в данном случае, нужно разобраться чьим ожиданиям вы стараетесь соответствовать? Откуда такой уровень критики к себе? Кто так относится/относился к вам из близкого окружения? Возможно, то, что вы испытываете к себе не принадлежит вам, а ваша злость на себя и обвинения на самом деле предназначены другому человеку. Порассуждайте над агрессией, ваши мысли, чувства, фантазии не могут принести вреда другим людям, вам же могут помочь разобраться в том, насколько адекватны ваши претензии к себе.
Всего вам доброго,
Рината