Как раскрепоститься? Как перебороть панический страх?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 30 лет и для меня очень остро стоит проблема, что я постоянно что-то терплю, хожу по линейке, боюсь высказывать свое мнение, выражать эмоции. Это сложилось вследствие многих факторов, в частности, меня травили на учебе и потом на работе. Я не приживаюсь в коллективах. Не могу поставить обидчика на место-просто теряюсь, не находя слов (мысль приходит тогда,когда момент потерян) или отвечаю неуверенно и неумело,чем еще больше раззадориваю хама. Боюсь смотреть в глаза.
Бесят люди. В основной своей массе они наглые, жалкие и глупые. Особенно тех, кому больше всех надо. Постоянно думаю о смерти, жизнь считаю жестокой и бессмысленной, даже когда все хорошо. Я пыталась даже любить людей, но это помогает временно или вовсе не помогает. Жалею, что меня родили. Если что-то не нравится-всегда убегаю.
4 психолога или футболили меня (займись плаваньем,сделай прическу и будет тебе счастье), или загоняли заоблачную цену и все равно просто слушали и все. Я безработная. Не могу найти работу по душе-все кажется скучным, монотонным,нелепым. И вообще,я против всего стадного- приходить на работу в одно время,не опаздывать,стоять в очередях,оплачивать коммуналку и следить за счетами,проходить медкомиссии на работе,служить в армии,ходить в церковь и т.д.
Я хорошо пою, моя мечта-спеть перед публикой,хочется доказать,что я лучше кого-то и талантливее. Но вот беда-даже когда пою перед близкими- зажимается горло и голос может не слушаться. Я пробовала решить проблему,посещая театральный кружок. Но и тут проблема- я зажимаюсь до безумия, не знаю, о чем говорить. Кто-то не так посмотрел-я теряюсь. Может я слишком серьезная. Вообще не могу выражать эмоции. Но в то же время ощущаю,что ко мне кто угодно может прицепиться, а я не буду знать, как реагировать. Даже в группе,где 16-летки ко мне одна пристала, что я должна убрать из зала бутылку с водой! Я че-то нелепо пробормотала и села на место. Да ты вообще кто такая?! Руководитель скажет-уберу!-эти мысли пришли уже потом...
Как перебороть панический страх и начать что-то делать в этом кружке и сделать так,чтоб на меня адекватно реагировали и выйти на сцену? Спасибо
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Лидия Викторовна.
Дорогая Татьяна, здравствуйте!
Путь к внутренней свободе небыстр и лежит через освобождение от самого себя, от чрезмерной восприимчивости к оценкам окружающих и искусством быть собой другим. Работа, которая Вам предстоит, сравнима с овладением новым языком, а язык, каким гением ни будь, в один присест не выучивается. Много лет Вы привыкли жить в состоянии зажатости, закрытости, забетонированности от мира. Ваше тело, мыщцы, осанка, походка, взгляд к этому привыкли, Ваши мысли привыкли течь только в одном знакомом им направлении, нейронные пути Вашего мозга функционируют по зажатому сценарию. Для того, чтобы всё это перешло на качественно новый уровень, учитывая то, что ставится такая цель и прилагаются нужные усилия, нужно время. Чтобы увидеть существенные изменения - нужно хотя бы год-два скрупулёзной микроработы над собой. Если кто-то скажет, что запроста освободит Вас за один сеанс от зажатости за приличную сумму - такой человек просто мошенник и голослов. Те психологи, к которым Вы ходили, возможно добросовестно выполняли свою работу, просто на личном уровне у Вас не сложилось, их метод работы Вам не подошёл или просто Вы преждевременно сбежали от них.
Ваша проблема может быть результатом огрубевшей внутренней застенчивости и, как следствие, фокус Вашего внимания сместился на себя, сформировалась чрезмерная оценочная зависимость от мнения окружающих, социальные навыки, нужные нам в повседневной жизни, развились слабо. Отсюда и невозможноть быть собой, зажатось, страх перед другим. Вы ощущаете себя словно товар на прилавке, словно ученик перед учителем - сплошная боязнь плохой оценки и поражения, будто бы жизнь экзамен без края и без конца. Вы упоминаете несколько попыток справится с ситуацией - пытались любить людей, записались в театральный кружок - но мало что хорошего из этого вышло. Может быть эти способы справиться с ситуацией слишком размытые или на данном этапе Вы вскочили на уровень выше, не пройдя предыдущего. Полюбить людей - сложная, да и едва ли выполнимая задача. Пишите, что бесят люди, так как в основной своей массе они наглые, жалкие и глупые, особенно те, кому больше всех надо. Да, в мире много наглости, жестокости и глупости, есть рынок жизни, безжалостный дикий рынок, есть конкуренция и борьба, есть война и хорошо, что у Вас нет очков наивности на носу. Но, в мире есть не только это. В мире есть ещё солнце, которое просто светит, птицы, которые просто поют, дети, которые играют и чувствуют себя так, как чувствовали себя Вы, пока не попали в ловушку зависимости от чужой оценки.
На мой взгляд, Вам не бороться со страхом нужно, а учиться обращаться с ним и изучать его, стать исследователем по жизни. Входной ключ к этой двери: делать страх предметом своей каждодневной самоработы, признавая за собой право бояться, принять Ваш страх, как дополнительный орган тела, которым Вы в состоянии управлять. Для начала рассмотреть под лупой и увидеть, что страх переменная величина, которая временами присутствует больше, временами меньше, и сами Вы в состоянии влиять на его размеры. Каким образом Вы можете влиять на Ваш страх? Для этого нужно раздробить задачу на ряд подзадач. Например, Вам тяжело даётся общение. Из чего оно состоит? Из социальных навыков и определённого уровня информированности. Берём тренировку социальных навыков, она из чего состоит? Умения смотреть в глаза, умения начать разговор первым, умения говорить, умения слушать, умения вести себя в обществе, умения создать хорошее настроение себе и другому, умения держать в порядке внешний вид и т.д. Создание уровня информированности можно также разбить на микросоставляющие, скажем, читать новости и запоминать события, быть в курсе политических событий в городе, районе, стране, мире, быть в курсе последних новинок книг, фильмов, музыки (хотя бы шапочно), разобраться в каком-то вопросе поглубже. Затем вы берёте каждый микрошаг и, если есть желание, пытаетесь разбить его ещё на ряд подзадач, пока не почувствуете, что в силах их выполнить. Например, Вам сложно смотреть в глаза. Это приобретается путём тренировок на нейтральной территории. Попробуйте смотреть в глаза сперва незнакомым людям в общественном транспорте, на эскалаторе, в глаза прохожим. Просто выберите себе день под девизом «День смотрения в глаза». Не отводите взгляд сразу, как только почувствуете внутреннее напряжение. Задержите взгляд после некомфортного ощущения на секунду дольше, хотя бы на долю секунды. Упражняйтесь в этом микрошаге, пока Вам не надоест. Потом переносите приобретённое умение в более близкий круг общения. То же проделывайте с остальными подпунктами. Овладевая микрошагом, Вы продвигаетесь на пути к привычке, и вскоре будете чувствовать себя увереннее и бодрее. И тонус Ваш будет повышаться от маленьких побед.
То же самое касается других сложностей, указанных Вами. Скажем, Вы замечаете что не в состоянии противостоять пренебрежительному, хамоватому отношению к себе, что слова, которыми Вы могли бы «отстреляться» в ответ приходят опосля. Ну и пускай. Это обычное положение вещей, до сих пор Вы жили в своей ракушке, поэтому требовать от себя искусного словесного поединка не получится. В момент, когда происходит конфликт попытайтесь остановиться физически и внутренне, не спешите отвечать и не суетитесь придумать контраргумент во чтобы то ни стало. Глубоко вдохните и попробуйте осознать, что действительно происходит. Любое хамство и жлобство – следствие характера того, кто наезжает, а не Ваших качеств, это проблема хама, а не Ваша. Ваша задача на этом этапе – свести к минимуму свои эмоции, а не эмоции жлоба или жлобихи. Тут программа-минимум: учиться выравнивать свои эмоции, когда внутри будете поспокойнее и слова нужные придут в режиме онлайн.
Или, допустим, конфликты в коллективе. Тут стоит постепенно подходить к тому, чтобы высказывать свои чувства. Скажем, не стоит сразу зариться на то, чтобы поставить обидчика на место, по началу достаточно будет набрать в лёгкие воздух и спокойно и чётко сказать, что Вам не нравится, вообще-то, когда с Вами так поступают. Можете даже заранее иметь фразу-заготовку на такой случай, отрепетированную нужным тоном перед зеркалом. Увидите, после простого выражения своих эмоций Вам станет гораздо легче. И пусть это пару раз будет нелепо, подходите к любой ситуации общения, как репетиции общения.
Чувствуется, что Вы натура творческая. Наверняка у Вас есть и кумиры в мире творческих людей - певцы, актёры, публичные люди. Вы можете выбрать себе человека, который больше всего соответствует Вашему внутреннему устройству, на которого Вы бы хотели походить, и изо всех сил вживайтесь в него. Просмотрите видео с участием этого человека, прослушайте и прочитайте интервью, пытайтесь вжиться в его мимику, жесты, тон голоса, интонации, манеру говорить, вникните в его интересы, в его мир. Только искренне, без наигранности. Пытайтесь немного походить на этого человека, но так, чтобы об этом знали только Вы. Этот образ поможет Вам выйти из скорлупы и какое-то время жить и действовать из этой роли, общаться с другими или даже петь из этой роли. Чтобы научиться выражать эмоции, полезно смотреть фильмы, особенно драматические, где реалистично передаётся вся гамма человеческих чувств. Вы можете в сценах, которые Вам понравились, ставить на паузу и попытаться воспроизвести эмоцию, вжиться в неё, прочувствовать. Отрепетировать несколько раз и положить в свою копилку. Записывайте понравившиеся фразы и перечитывайте время от времени, думая в каких ситуациях их можно употребить. Этим всем вместе взятым Вы со временем построите и свой собственный образ.
Что касается пения, то возможно стоит взять несколько уроков вокала (не знаю, насколько профессионально Вы этим занимаететесь). Там Вас могут научить расслаблять голосовые связки. Но если и это Вам проделать сложно, то тогда стоит просто запастись терпением и преодолевать себя. К сожалению нет иного лекарства от страха, кроме как главного, основного, решающего рабочего действия : делайте то, что боитесь (и даже позволяйте себе бояться!). Обязательно делайте – пусть не всё сразу, но что-нибудь, что боитесь – обязательно делайте. Начните с того, чтобы спеть для одного-двух человек. Пусть страшно, пусть плохо в первый раз и фальшиво, пусть голос срывается и звучит как пила. Но пойте, пока этот страх не отодвинется чуть-чуть подальше, на следующую ступеньку – и увеличивайте высоту. Так Вы начнёте постепенно суживать границы своего страха и расширять границы свободы. Затем Вы сможете переносить этот навык свободы с одной ситуации на другую.
Возможно Вам стоит, всё-таки, попытаться найти себе работу, пусть не идеальную, просто как источник дохода. Финансовая независимость добавляет человеку свободы. Кроме того, это отличное поле тренировки социальных навыков и изучения страха у других людей. При тщательном изучении, Вы вдруг обнаружите, что весь мир боится. Ни одного нет на свете живого существа, которому страх был бы не ведом.
Дорогая Татьяна, в одном ответе всего не вместить. Могу Вам порекомендовать ещё книгу американского социального психолога Филипа Зимбардо «Застенчивость», там много практических рекомендаций по борьбе со страхом и зажатостью. Если хотите что-то посложнее, с примесью философии, можете прочесть книгу «12 правил жизни. Противоядие от хаоса» Джордана Питерсона. Желаю Вам не сдаваться и идти дальше по жизни, распрямив плечи. С уважением, Лидия