Как простить себя? Как перестать винить себя за слабости?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Еще в подростковом возрасте у меня появились мысли о смерти(нашла предсмертные записки датированные 2012 годом). Училась хорошо, но особого интереса к какой-либо одной деятельности не испытывала. Проскальзывали мысли о научной деятельности. Меня всегда восхищали ученые. Но на тот момент у меня даже смелости не хватало подумать о том, что я могу заниматься чем-то настолько сложным. В 10 классе со мной случилось эмоциональное расстройство. Я окончательно сломалась. Приступы отчаяния, селфхарм, отказ от еды. После вмешательства мамы наступила ремиссия. С выбором профессии так и не определилась. Выбрала самое рациональное. Решила поступать на экономический. Кое-как набрала проходные баллы на выпускных и поступила в самый дешевый университет. На первом курсе особых проблем не было, а вот на втором началась проблема похлеще первой. На этом этапе началось планирование самоубийства, более ожесточенные самоповреждения, попытки заглушить боль алкоголем и никотином. Пришлось даже временно перейти на заочную форму обучения, потому что находиться на парах я больше не могла. Очень сильно ненавидела себя. Поход к психотерапевту или психологу так и не состоялся по финансовым причинам. Однажды мне надоело так жить и я поставила себе ультиматум "либо меняйся-либо убей себя". Стала усиленно работать над собой, копаться в своих в мозгах. Многое поняла. Поняла, что на самом деле очень люблю учиться. Стала самообразовываться, что стало моей отдушиной. Студенческая жизнь пошла в гору. Уже тогда знала, что экономика меня мало привлекает, но снова не хватило смелости признаться себе в этом и перейти на другую программу. Стала трехкратным призёром республиканских олимпиад, написала две статьи и одно научное исследование. Поверила в себя. Хоть и до сих пор считаю, что на этих олимпиадах мне просто повезло. Наивно полагала, что мои страдания закончились. На четвертом курсе мое состояние снова стало ухудшаться. Мне больше не хотелось умереть, но появились сожаления, что годы моей юности прошли в депрессии, что я не на своем месте,что могла поступить на бюджет, что вполне могла бы закончить на красный и получать президентскую стипендию. Плюс ко всему добавился страх будущего. Четко осознала, что не хочу работать экономистом в офисе. Осознала, что мне это неинтересно, что меня тянет совсем в другие дебри. Страшно думать о том, что я, возможно, упустила шанс быть тем, кем я всегда хотела быть и смогла бы быть. На этой почве вернулись знакомые срывы(не знаю как их назвать, это когда невозможно остановить поток слез и плохих мыслей и все это сопровождается затуманенным сознанием и тремором). Решила, что нужно все же попробовать поработать. Прошла стажировку, которая стала для меня адом. Едва смогла удержать срыв на работе. Предложили остаться там, но я отказалась. Решила, что возможно просто такой офис, корпоративная культура которого, мне не подходит. Посетила после этого два собеседования. Первое прошло ужасно, потому что я сильно испугалась( не могу справиться с чувством стыда до сих пор). Второе прошло отлично и меня взяли на трехдневную стажировку, которую я впоследствии сознательно провалила (тоже испытываю стыд по этому поводу). Ощущаю себя абсолютно некомпетентной и не чувствую желания дальше развиваться в этой сфере. И уже после этого я полностью поняла, что нужно менять специальность. Мне далось это с трудом. Мне ужасно стыдно за то, что я потратила деньги родителей и свое время на учебу, которое не окупится(несмотря на то, что родители совсем не давят на меня). Сейчас я знаю, кем хочу быть. Знаю от какой работы я получаю удовольствие. Полгода готовлюсь к экзаменам. Эти полгода я была уверенна в своем решении и вот снова меня одолел стыд и сомнения. Я боюсь этой жизни. Мне страшно совершить очередную ошибку. Я боюсь взрослеть. Я будто постоянно стою на скользком льду. Я понимаю, что ошибки -это нормально, но мне все равно страшно. Мне надоели эти срывы и мне страшно, что однажды я снова стану нетрудоспособна. Я не могу себя простить за те годы слабости. Я осознаю, что бессмысленно себя винить в том, что произошло. Но это чувство меня не оставляет. Меня страшно, что то состояние вернется. Я совсем запуталась и чувствую сильную моральную усталость. Знаю, что нужно уже думать о вылете из гнезда, но чувствую, что у меня не хватит сил и я просто упаду вниз. Как мне себя успокоить хотя бы на время? Я планирую найти подработку и отправиться к психологу где-то в сентябре. Как мне себя подготовить к этой подработке? Как выйти из этого замкнутого круга? Заранее спасибо за ответ. Понимаю, что невозможно решить мои проблемы за одну консультацию на этом сайте, но может есть способы, которые позволят мне хотя бы на время себя успокоить.
Автор вопроса: Снежана Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Шерстюкова Мария Евгеньевна.
Добрый день, Снежана.
Мне очень приятно с Вами познакомиться. Спасибо Вам за Вашу открытость и доверие. С каждой строчкой Вашего письма я убеждалась, что Вы безгранично сильная и волевая девушка. В моем ответе я буду писать выдержки из Вашего письма, как обратную связь.
Вы написали в своем письме: “...Хоть и до сих пор считаю, что на этих олимпиадах мне просто повезло...”
Вы добились успеха и это ВАША ЗАСЛУГА. Присвойте себе свои успехи и заслуги, я знаю, что вы можете. У вас уже навык присвоения очень хорошо развит. Как я это узнала? Вы уже успешно присвоили себе чувство вины. В отличии от присвоения успехов, вина разрушает человека, но принцип один. Вы успешно присвоили.
Давайте теперь используем уже имеющийся у вас навык присвоения и посмотрим на ваши успехи.
Для этого кое-что сделаем. Это небольшая визуализация:
Закройте глаза, расслабьтесь и представляете перед собой сундук (коробку), откройте его. Внутри он пуст и сейчас вы его заполните. Вы постепенно одно за одним складываете в него все свои ожидания, представления и фантазии какой вы должны были бы быть на данный момент. Какой вы бы могли быть если бы сделали в прошлом как-то иначе, по-другому. Все складываете в сундук. Сейчас вам это все не нужно. С каждым положенным ожиданием от самой себя, обвинением, вы чувствуете, как даже физически становиться легче, словно с вас снимают груз. Закройте сундук. Его крышка тяжелая и ничто выйти из сундука не может и кроме вас ничто и никто не может ее открыть. Все это ждет того момента, когда вы сами будете готовы открыть и разобраться с этим, не причиняя себе боли и неудобств. Когда вы будете готовы и этот момент вашей готовности обязательно наступит, но не прямо сейчас.
А сейчас Вы чувствуете, как легко стало вашему телу. Отряхните руки, ноги и встряхните все тело. Отряхнитесь от того груза, который вы несли.
Попробуйте приучить себя к тому, что вы сравниваете себя только с самой собой в прошлом в настоящем. У каждого своя жизнь, своя история и это делает каждого из нас уникальной личностью. Все что вы сделали и выбрали было на тот момент самым лучшим что вы могли сделать исходя из своего состояния, понимания в тот данный момент. Вы бы не сделали лучше, потому что вы находились именно в той ситуации и в тот момент использовали максимально все свои ресурсы и справились так, как могли в тот момент.
А теперь давайте посмотрим, какая Вы умница и безгранично волевая девушка, только, посмотрите, как успешно вы справились:
“Я стала усиленно работать над собой, копаться в своих в мозгах. Многое поняла.” Вы взяли на себя ответственность за свою жизнь и это присуще взрослой и смелой личности. Из ситуации в которой вы столкнулись с “приступы отчаяния, селфхарм, отказ от еды.” В тот момент не было средств обратиться к психологу или психиатру, но вы самостоятельно приняли решение, вы сами себя вытащили из той болезненной ситуации в которой были. Вы уже приняли победоносное, взрослое решения. Вы грандиозная умничка.
“Поняла, что на самом деле очень люблю учиться.Стала самообразовываться, что стало моей отдушиной.” Вы нашли ресурс который дал вам силы, который расширил ваши границы, даже в ситуации упадка Вы нашли то, что дает вам силы и ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ действовать.
“Студенческая жизнь пошла в гору.”
“ Стала трехкратным призёром республиканских олимпиад”
“ написала две статьи”
Написала научное исследование. И все это сделал человек, который в детстве думал, что быть ученым для него слишком сложно. И вот в свои 22 вы уже написали статьи, выиграли олимпиады, занялись изучение и самообразованием. Ни один ученый не рождался с Нобелевской премией в руках. И одно успешное дело может сопровождаться сотней неудач который учили, что нужно изменить и улучшить. Посмотрите историю Марии Кюри.
Поверила в себя. Присвоение спех дает объективную самооценку, а его присвоение - веру в себя. И если вы уже испытывали веру в себя, значит вы уже знаете как это делать. Когда вам сложно, возвращайте себя в то ощущение успеха и веры в себя. Чувствуйте его.
“Решила, что нужно все же попробовать поработать.” Вы сами приняли взрослое самостоятельное решение. И смотрите дальше
“Прошла стажировку” “Предложили остаться там”
Едва смогла удержать срыв на работе. Вы смогли предотвратить срыв и сознательно не пошли в него.
“Предложили остаться там, но я отказалась.” На тот момент, вы чувствовали, вам тяжело на том месте и вы проявили заботу по отношению к себе так, как могли сделать наилучшим образом в тот момент жизни. Вы отказались. Вы имеете право выбирать, что хорошо для вас.
“Второе прошло отлично и меня взяли на трехдневную стажировку”
“Полгода готовлюсь к экзаменам.” Вы чего-то хотите и вы действуете.
Это только 13 пунктов которые я взяла из вашего письма.
Создайте свой список в который впишите эти пункты и как минимум еще 15. Смотрите на него, когда вам кажется, что ничего не сделано или вы бы могли лучше.
В начале вашего письма вы написали о своих ранних годах и посмотрите, как та девочка ненавиддящая себя, истязавшая саму себя, не верившая в свои силы, как далеко она продвинулась от того места где она начинала.
Единственное здоровое сравнение - это с вашей точки начала и до сейчас.
Вам страшно, вы упадете вниз.
Возьмите ручку и лист бумаги. Дайте себе честно ответы на вопросы:
Вы уже были внизу, на дне боли и отчаяния?
Смогли ли вы оттуда подняться?
Как вы это сделали?
Какие сильные качества вы приобрели на этом пути?
Был ли кто-то кто вам помог или вы справились сама?
Поблагодарите себя за проделанную работу.
Хотела бы вам напомнить, что стажировке вы были близки к срыву, но не пошли туда и смогли себе помочь удержаться.
Вы часто упоминаете стыдно, безусловно это вопрос который таит в себе более глубокую историю и над ним стоит работать в непосредственной работе с психологом. И проработав его, у вас может открыться колоссальный личностный ресурс и измениться отношения с родителями.
Но давайте попробуем положить, как минимум, начало. Часто стыд порожден установками других людей, а не реальной ситуацией и идет рука об руку с виной. Вы можете попробовать сесть и написать ответы:
1. Описание ситуаций, в которых вы ощущаете вину и стыд;
2. Прочувствуйте, какое послание это несет;
3. Обозначение человека, сформировавшего это правило;
4. Собственная оценка (согласие/несогласие) постыдности ситуации;
5. Все люди действуют из их собственных установок, представлений, страхов, опыта, комплексов. Попробуйте закрыть глаза и представить этого человека. То что он вам говорил, это его мнение. Он имеет право на него. Теперь почувствуйте себя (сделайте глубокий вдох, не забывайте дышать) и теперь скажите: “Я имею право, я даю себе полное разрешение самой выбирать какое мнение принимать, какие установки принимать, а какие нет. Я уважаю твое мнение, ты имеешь право его выражать. (представляете человека) Я уважаю свое мнение и я имею право, я выбираю какое мнение принимать, а какое нет. Я уважаю себя и я забочусь о себе.” Поблагодарите человека, за его мнение, возможно этот человек хотел вам помочь, так как этот человек мог в силу собственных убеждений и переживаний.
6. Формирование собственной позиции к происходящему.
Спасибо Вам за ваше обращение, за вашу смелость и доверие. Я желаю Вам продолжить работу с психологом на постоянной основе и разобраться с вопросами которые доставляют вам боль и беспокойство.
Стройте ту жизнь, которой хотите жить именно вы. Вы этого достойны.
Я буду очень благодарна, за ваш отзыв на сайте.
С уважением,
Мария.