Как выйти из глубокой депрессии?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток! Меня зовут Халима, мне 27 лет. Я замужем имею троих детей. Дети маленькие, 6-4-1год. У меня глубокая депрессия, так как после рождения последнего ребенка в семье мужа произошли конфликты, и после около полугода они решались, в итоге решился не в пользу нашей семьи, в общем я столкнулась с несправедливостью, которую должна была принять, переступить через себя. В итоге уже почти 4 месяца я нахожусь в таком состоянии и не могу самостоятельно справиться с собой, я начала отрываться сильно на детях, на муже, муж тоже отрывается на детях, дети сильно изменились я за это себя ненавижу думаю об этом постоянно, думаю на утро буду другой, а там опять тоже самое и так вот и длится изо дня в день. Ничего не хочу, никаких целей, никакого желания, вроде думаешь позитивно, потом опять нежелание ко всему... Винить никого не виню, понимаю что дело в моей голове, в моих силах, которых у меня нет. поддержка от мужа есть, муж хороший, положительный, но и со стороны мужа есть один большой минус, он из тех людей кто любит перекрасить(то есть соврать) раньше это было всем кроме меня, а сейчас это и мне тоже, у него это я думаю травма с детства, он во всем хочет быть лучшим и чтобы его по чаще хвалили. Я это вроде приняла, но видимо тоже не до конца это меня тоже гложет, да и вообще в последнее время кажется что меня жизнь с мужем совсем не устраивает. Ставлю себе цели, строю какие то планы но на следующий день нет абсолютно никакого желание. Надеюсь я выразилась более менее понятно, так как уже 6 год замужем и за эти годы только беременела и рожала, полная деградация я собой очень недовольна.
Автор вопроса: Халима Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Здравствуйте, Халима!
Прочитав Ваше письмо, могу предположить, что симптомы депрессии и неконтролированной злости возникли вследствие так называемого синдрома «эмоционального выгорания матерей». Развитию выгорания у работающих людей способствует однообразная рутинная деятельность, напряженная в эмоциональном или физическом плане, которая к тому же не оплачивается должным образом. Как было установлено в результате исследований, наиболее подвержены выгоранию медики, психологи, учителя, волонтеры, т.е. представители тех профессий, чья работа связана с постоянной заботой о людях. Поскольку мама постоянно заботится о своих детях, синдром эмоционального выгорания можно применить и к ней.
Эмоциональное выгорание – это состояние эмоционального истощения, когда нет сил и желаний, ничто не радует. В чем-то это состояние схоже с депрессией. Но эмоциональное выгорание – это специфический ответ организма на стресс, когда требуется большее, чем обычно, напряжение для выполнения каких-то трудных задач (сдачи экзаменов, новых проектов на работе, болезни близких). Когда эти задачи решаются, такие симптомы как раздражительность, расстройство сна, апатия, снижение мотивации, депрессивное настроение исчезают, а желания – возвращаются. Отлично помогают восстановлению отдых, смена обстановки, сон, хобби, спорт.
Если ситуация напряжения не заканчивается или длится достаточно долго, выгорание становится хроническим. Его симптомы: эмоциональное истощение, постоянная усталость, чувства не имеют прежней силы, телесный дискомфорт, отвращение к деятельности, к людям.Если у Вас есть эти симптомы, это значит, что Вы много сил и энергии вкладываете в своих детей. Значит, Вы хорошая мама. Плохим матерям эмоциональное выгорание неведомо, оно возникает лишь у тех, кто много сил и энергии вкладывает в своих детей.
Когда эмоциональное выгорание случается с мамами, они ловят себя на мысли, что их больше не радуют собственные дети. Замечают, что стали бесчувственными. Понимают, что им больше нечего дать другим. Ощущают постоянную усталость. Не хотят видеть и слышать детей, супруга или вообще всех людей.
Это состояние не проходит само по себе, поэтому рекомендую Вам обратиться за помощью к специалисту.
Что можно сделать самостоятельно?
Начать работу над имеющейся проблемой необходимо с осознавания своего состояния и понимания того, что это временный этап. Примите то, что дети не должны быть центром Вашей жизни, не стоит постоянно заботиться о том, чтобы развлекать и обслуживать их, ищите варианты, которые будут удобны для всех. Чтобы не откладывать свои дела на потом, делайте их вместе с детьми. Это не только позволит Вам быть более мобильной и иметь больше свободного времени, но и научит детей правильному взаимодействию в семье.
Не забывайте, что мама и ребенок эмоционально связаны, особенно в первый год жизни, поэтому если Вы устали и раздражены, ребенок реагирует на это, долго не засыпает и капризничает. Попробуйте действовать в такой ситуации по-другому - возьмите паузу, порадуйте себя чем-то, лягте отдохнуть вместе с ребенком, успокойтесь, чтобы быть для своих детей источником радости и счастья.
Если есть возможность, разделяйте обязанности с другими членами семьи – мужем, бабушками, дедушками, дядями и тетями и т.д., Это даст Вам время отлучиться из дома, переключиться на другую деятельность или решить какие-то свои дела. Родные могут не знать о том, насколько Вам тяжело, поэтому не стесняйтесь их об этом попросить.
Чтобы избежать однообразности и ограниченности социальных контактов, старайтесь посещать с детьми игровые площадки, парки, выезжайте с друзьями на природу, сходите с детьми вместе в кино на детский сеанс, на детские представления или выставку. Общайтесь с другими мамами, знакомьтесь с родителями детей такого же возраста как у Вас, возобновите связи со своими одноклассниками, у которых тоже есть дети.
Добавьте в свою жизнь физической активности, которая будет Вам приятна (танцы, йога и т.п.), это поможет Вам чувствовать себя бодрее и улучшить настроение. Попробуйте заниматься дома, используя видео-уроки и выделяя на них хотя бы 10-15 минут в день. Установите шагомер и контролируйте, сколько шагов Вы проходите за день.
Найдите себе какое-то занятие по душе, чтобы заниматься чем-то, помимо детей. Подумайте, что Вы любили раньше, до замужества: рисование, рукоделие, все что угодно, главное, чтобы это Вам нравилось.
Если раньше Вы вели активную жизнь, не заменяйте реальное общение виртуальным. Постоянное "зависание" в соцсетях может только ухудшить Ваше эмоциональное состояние.
Желаю Вам успехов и сил на пути к изменениям! Помните - если мы меняем что-то в себе, меняется и наше окружение.