Апатия и нервозность. Как вернуться к нормальной жизни?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Состояние апатичности около года, может два (по ощущениям). Посещение племянников и отдых на природе приносят послабление, но не на долго. Плохие сны, часто просыпаюсь, периодическая ноющая боль в левой части груди (кардиолог сказал что все в норме), физическое состояние на 3 из 5, нет желания следить за собой, головные боли без причины, панические атаки, но редко, мысли о смерти, озноб, скачки настроения (агрессия без причины), постоянно возвращаюсь мыслями в прошлое, думаю что нужно было поступить по другому. Работу сменил полгода назад, теперешняя работа не нравится, нет чувства стабильности. Постоянный стресс из-за снижения уровня к которому привык. Разрядку не приносит даже интимная жизнь (слишком быстро кончаю). По телу иногда проходят волны холода. Чувствую вкус адреналина. Стрельба в тире не приносит облегчения. Рыбалка тоже. Алкоголь на время притупляет все чувства, но не помогает. Стал злоупотреблять. Не нравится окружающая обстановка в квартире. Постоянная нервозность и желание занять руки. Появилась неуверенность в себе как в лидере. Иногда срываюсь на близких. Состояние заторможенности, лежу и ничего не хочу делать. Я понимаю что нужны впечатления, но полная апатия. Чувство, что стою на месте. Но нет желания развиваться. По словам близких иногда стекленеет взгляд. Забросил спорт. Раньше снять напряжение помогали компьютерные игры, сейчас нет. иногда лежу и смотру в одну точку. Подскажите в чем может быть причина и как вернуться в нормальное состояние? Спасибо!
Автор вопроса: Виталий Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Денисова Виктория Юрьевна.
Здравствуйте, Виталий!
Апатия – это недостаток энергии. Важно сейчас не искать пути, где и через что можно получить эту энергию (племянники, стрельба, компьютерные игры, рыбалка, секс – все то, что Вы упоминали), а понять, куда Вы ее тратите, на что или на кого сливаете.
Чтобы избавиться от апатии, нужно понять, как она создается. Когда будет понимание этого, тогда можно будет предпринимать шаги по ее избавлению
Вы пишите, что состояние апатичности появилось около двух лет назад, важно вернуться в тот отрезок времени и найти тот триггер (спусковой механизм) после которого Вы начали терять свою энергию. Это может касаться абсолютно любой сферы: родители, близкие люди, друзья, работа, деньги, здоровье? Вы пишите: «постоянно возвращаюсь мыслями в прошлое, думаю, что нужно было поступить по-другому» вероятнее всего в этом и кроется причина Вашего сегодняшнего состояния. Но тогда надо вернуться в то время и понять, что там было по-Вашему мнению не так?
Апатия часто появляется при тревожном расстройстве: когда возникают панические атаки, навязчивые мысли, преследует постоянная тревога, а тревога забирает много сил и энергии, когда снятся плохие сны – это все заставляет организм находится в постоянном напряженном мобилизованном состоянии и в таком состоянии психика может включить защитный механизм с целью сохранения себя – апатию. В таком случае нужно разбираться с источниками этой тревоги.
Другой момент – это могут быть глубинные установки и убеждения про то, каким Вы должны быть (самым лучшим, успешным и т.д.) и Вы можете ставить перед собой все новые цели и в какой-то момент это приводит к внутреннему сгоранию и опустошению, потому что достичь идеала и совершенства как правило невозможно, и как следствие возникает апатия.
Подобный симптом требует индивидуальной работы, где может быть установлена истинная причина появления всех этих состояний. Необходимо провести анализ травматичного опыта прошлого и выявить причинно-следственные связи, а также неосознанно принятые Вами тогда решения в тот отрезок времени, сформировавшие Ваше сегодняшнее наступившее будущее.
Также это может являться серьезным поводом для проведения личного расстановочного процесса, т.к. причина всех Ваших состояний может скрываться гораздо глубже и прятаться в недрах родовой памяти.
Возможно, стоит обратиться к врачу, посетить терапевта и эндокринолога, чтобы исключить возможные системные, хронические или органические заболевания.
Если говорить про некое местное «обезболивающее», то что может помочь прямо «здесь и сейчас» — это постараться учиться вырабатывать критичное мышление, сознательно не давать погружаться в тяжелые мысли и состояния.
Понимать, что апатия – это прежде всего эмоция. Эмоция – это всегда следствие какой-либо мысли. Из чего вывод: важно отслеживать все свои мысли, чтобы понимать, какие из них погружают Вас в эти состояния и отбирают у Вас энергию.
Также следует обратиться вглубь себя, чтобы понять, где внутри есть конфликт между желаемым и реально достигаемым? Что я хочу и что в результате имею/получаю? Есть ли здесь несовпадение? И от чего, и от кого тогда это зависит, если не от меня?
Стоит также спросить себя, есть ли здесь какой-то глубинный страх? Тело может бояться того, что с ним уже происходило и начать защищать себя через инстинкты (реакции) не делать, замирать, закрываться, спать (умирать), чтобы не травмироваться снова и не испытывать боль.
Попробуйте расписать все сферы Вашей жизни и честно оценить, насколько баллов по 10 бальной шкале они у Вас проявлены? Как Вы себя во всем этом чувствуете? Чем Вы довольны и не довольны? Что можно было бы улучшить в каждой сфере? А сделать что нужно для этого, чтобы стало лучше? А если не делаю, то, в чем причина? Есть ли здесь саботаж, страх, прокрастинация, осознаваемая первичная или вторичная выгода ничего не делать и не менять?
Энергия – это как топливо, которое нас питает, но мы можем сами перекрывать себе этот вентиль, что поможет открыть его снова?
1. Признание себя бессметной душой. Порой становится легче от понимания того факта, что прибывание нашей души на этой Земле имеет свою цель, а именно – получение важного опыта, усвоения определенных уроков и не всегда приятных для человека.
2. Позвольте себя увидеть глазами чего-то большего: Бога, Творца, Создателя, Вселенной. Можно сделать это с помощью молитвы Пресвятой Девы-Марии: «Господи! Я Благодарю тебя за то, что Ты помогаешь мне увидеть себя в истинном свете и исправить все недостатки мои, очищая от них окружающую меня жизнь». Так высвободится много света, мудрости и знания. Молитву можно переформулировать под свои нужды: «Господи/Создатель/Творец помоги мне увидеть эту ситуацию Твоими глазами». Вы сможете таким образом взглянуть на все иначе.
3. Благодарите каждый прожитый свой день за то, что он наступил. И подарил Вам дождь или солнце за окном. Посмотрите фильмы с участием Ника Вуйчич, например «Цирк бабочек». Фильмы с его участием помогают по-иному взглянуть на себя, на свои возможности и на этот мир. Можно посмотреть не так давно вышедший в прокат фильм «Во все тяжкое» с Джонни Деппом, данный фильм учит ценить каждый прожитый день.
Если Вы действительно примите решение вернуть себе себя, признать все то, что было раньше, весь свой прошлый опыт с любовью и благодарностью, с пониманием, что Вы не могли поступить тогда по-другому, имея набор всех тех убеждений, реакций, мыслей, которые у Вас были на тот момент – Вам станет легче и Вы действительно сможете это сделать.
Признать, что это были правильные для Вас мысли и правильные для Вас действия и решения, даже если они принесли с собой какой-то травматичный опыт. В любом кризисе/негативе заложены и мощные ресурсы, главное увидеть их. И спрашивать себя не зачем, а для чего это нужно было?
Попробуйте поговорить с собой голосом того, кого Вы уважаете. Представьте, что этот человек стоит рядом с Вами. Представьте его фигуру, вспомните его жесты и мимику, чтобы он Вам сказал? Посмотрите на свою ситуацию глазами того человека и пусть тот другой спросит Вас: «И что же ты будешь со всем этим делать?» А Ваше подсознание пусть ищет решение.
Используйте технику «горячий стул», сядьте на один и стульев и посмотрите на себя со стороны. И скажите себе: «Дружище, ты прекрасный человек! Очень сильный духом, ты молодец! (Найдите. За что можете себя похвалить). И чтобы не случилось в твоей жизни, все твои провалы и ошибки не делают тебя плохим человеком. И отрицательный результат – это тоже результат. И прошлые ошибки – это твой опыт. И столько хорошего еще ждет впереди, не вешай нос!»
Приободрите себя, улыбнитесь себе, мысленно себя похлопайте по плечу. Заставьте себя улыбнуться, расправить плечи и почувствовать себя лучше.
Важно принять себя, весь свой опыт, все свои ошибки и двигаться дальше. Когда мы вспоминаем и думаем о чем-то, что было в прошлом, о какой-то упущенной возможности – мы смотрим назад, а прямо сейчас, в дне сегодняшнем есть новые возможности. Новые шансы на новую жизнь.
С Уважением, Ваш психолог - Денисова Виктория.