Чувствую себя абсолютно беспомощной и бесполезной. Как найти гармонию с собой?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, обращаюсь к вам с проблемой, я студентка, у меня есть муж и маленький сын. С мужем отношения плохие и уже доходят до развода, все из-за вечных ссор.Он очень ревнивый человек, поэтому мы часто ругались по причине и без, мог поднять руку, оскорблять, не хотел помогать с ребёнком, не хотел работать и случилось так что я не смогла больше терпеть и стала равнодушной к нему. Сейчас живу с родителями и все чаще меня посещают мысли и угрызения совести за то что я не красива, глупа, не работаю и не смогу ничего добиться в жизни, что я могу получить что-то только с помощью мужа. Каждый раз убеждаю себя в обратном и даже знаю что я многое умею и у меня неплохая внешность и вообще главное это любить всю себя какая есть, я возвращаюсь к началу. К тому началу где бездарна, я корю себя за свои проступки в виде того что не учусь и работаю одновременно, за зависть которую я испытываю когда вижу счастливых девушек, за то что связалась с таким человеком как мой муж, и за то что виню всех кроме себя. Понимаю головой что нужно заниматься собой и сыном но постоянно прихожу к этой точке разочарования в себе. Чувствую себя абсолютно беспомощной бесполезной, той что ничего не достигнет в жизни и ее мечты так и останутся мечтами. У меня много планов и окружающие считают их успешными как и я но дойдя до старта я останавливаюсь и боюсь чего-то непонятно чего, придумываю минусы проблемы. Меня волнует жизнь других ,я смотрю и сравниваю их с собой находя минусы все больше, мои качества никогда не выигрывают, только больше расстраиваюсь успехам других и своим неудачам. Мне всегда нравились самодостаточные девушки, которые даже имея не лучшую внешность преподносят себя даже лучше красавиц или тех кто добились этой красоты. Сама же я не могу идти к цели упорно и очень часто бросаю все на корню, а потом страдаю от этого. Не знаю почему я такая "слабая" когда хочется быть такой "сильной". Мне не нравиться мой характер и практически все в себе не нравиться. Я хочу много добиться сделать все для своего сына и тем временем сижу в отчаянии просто так, без причины, и это меня жутко раздражает но при этом я продолжаю ждать чуда. Я не верю в свои силы, даже в то что я уже делала я не верю, я не верю в то что могу быть лучшей, что могу сделать что то необычное. Эти глупые навязанные комплексы не дают мне спокойно жить, хотя я понимаю что нет причин так думать. Постоянно думаю кто всему виной только не знаю как от них избавиться, что важнее. Я чувствую вину перед сыном за то что он останется без отца из-за меня, и перед мамой за то что ей приходиться меня содержать. Но больше всего боюсь простить мужа и снова вернуться к тем спорам и вечным скандалами, он очень настойчив и даже тут я его всегда не прощала а просто сдавалась чтоб он больше меня не доставал. Я не хочу быть с ним и так жить, но боюсь снова сдаться, и того что мне постоянно придётся бороться с ним. Подскажите что со мной происходит? И как мне поверить в себя по-настоящему?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Анастасия!
В Вас кипит целый вулкан эмоций, противоречий, сомнений. Очень много переживаний, неисполненных желаний, внутренних поисков, самобичевания и потребности самореализоваться сплелись в клубок. С одной стороны, Вы хотите действовать, понимаете, что сложившаяся ситуация не может так больше продолжаться, с другой стороны, Вы не можете сделать тот самый важный шаг, который необходим, чтобы из этой ситуации выйти.
Возможно, Вы запутались и чувствуете, что любая Ваша попытка изменить ситуацию приводит к тому, что Вы ещё больше сомневаетесь в правильности своего выбора, а потому решаете, что лучше не делать ничего, чем всё ещё больше испортить неправильными действиями.
Решить все проблемы одновременно одним махом невозможно, нужно проанализировать некоторые из них, найти то, что их объединяет, а затем принять на себя ответственность по их решению или нерешению. Когда Вы сами поймёте, что с Вами сейчас происходит, сможете честно посмотреть правде в глаза, какой бы неприятной эта правда ни оказалась, тогда Вам будет легко принять самостоятельное решение и наконец начать действовать осознанно.
Анастасия, пожалуйста, возьмите лист бумаги и ручку, Вам предстоит кропотливая работа, записывайте ответы на вопросы, которые я буду задавать в тексте. Потом проанализируете свои записи, чтобы понять, что с ситуацией можно и нужно сделать.
Вы пишете, что считаете себя некрасивой, глупой, бесполезной, хуже, чем другие, слабой, зависимой, виноватой...Кто Вам это про Вас говорил? В каких ситуациях? Что Вы делали в ответ? Выпишите на листе.
Подумайте, согласны ли Вы с этими мнениями? Эти оценки объективны? Почему мнение этих людей для Вас так важно? Пока Вы будете жить, ориентируясь на мнение других людей, не задумываясь о том, что Вы из себя представляете на самом деле, то вынуждены будете постоянно метаться между противоположными чужими оценками. Ведь сколько людей, столько и мнений, и это нормально! Вам нужно начать с формирования адекватного представления о самой себе.
Если Вам окружающие никогда таких нелестных характеристик не давали, то честно подумайте, для какой цели Вы так сами о себе говорите? Что Вам эта роль "несчастной неудачницы" даёт? Иногда такая роль приносит выгоду, т.к. человек как бы снимает с себя ответственность за своё бездействие по принципу "что с меня взять, раз я такая плохая, решайте всё за меня, тогда вы и будете во всём виноваты, а не я, пусть все меня жалеют, ведь я жертва".
Вспомните себя в детском возрасте, в школе. Как (с чьей помощью) Вы достигали своих целей? Что происходило (что делали Вы, окружающие), когда Вы не хотели или не могли добиться цели? Был ли у Вас опыт успешного "высиживания" проблемы (ждать, пока она сама собой решится вместо активного её решения) или когда за Вас проблему решали другие? Возможно, сейчас Вы используете ту же стратегию, потому и ждёте, что случится чудо, всё само собой решится. Значит, пора ознакомиться с другими стратегиями решения задач.
Вы считаете, что всё должно быть либо идеально, либо никак, вините себя: мужа выбрала не того, с сыном поступаю не так, характер у меня не тот, мечты не о том. Анастасия, человек не имеет права ошибаться? Если да, то кто Вам об этом сказал впервые? Был ли опыт прилюдного краха, позора, когда у Вас что-то не получилось?
Напишите 5 реальных примеров, когда "неидеальный" с какой-либо точки зрения человек был счастлив, добился успеха после провалов. Проанализируйте эту свою установку, допустите мысль, что идеальных людей не существует. Продолжая тратить силы и время на погоню за мифами, Вы лишаете себя прелести реальной жизни, в которой несовершенство порой становилось изюминкой, бесценной индивидуальностью, за которую человека другие считали гением. В чём Ваша изюминка? Что у Вас были за грандиозные планы, которыми восхищались другие? Пора планировать новые!
Вы пишете, что завидуете самодостаточным девушкам, которые, хоть и непривлекательны внешне, но умеют себя преподнести. Здесь кроется ещё одна Ваша противоречивая установка: "непривлекательные" + "самодостаточные и уверенные в себе". То есть заведомо создаёте себе логическую ловушку, в которой самодостаточные девушки должны быть непривлекательными. Когда Вы начинаете себя сравнивать с этими девушками, Вам невольно приходится делать выбор как в том анекдоте - быть красивой или умной. И Ваше подсознание запрещает Вам делать любой из имеющихся выборов.
Разорвите порочный круг подобных ловушек-умозаключений, проанализируйте свои требования к образу "себя-успешной". Кроме того, выпишите не менее 10 характеристик к образам: "успешная жизнь", "счастливая жизнь", "самодостаточная девушка", "счастливая девушка". Проанализируйте, нет ли там аналогичных противоречий в парах "успех-счастье" или даже внутри одного образа. Такими противоречиями, Анастасия, Вы ставите себе заведомо невыполнимую задачу по принципу "стой там иди сюда", сами блокируете своё развитие, достижение цели. Так Вы можете обнаружить внутренние запреты на то, чтобы быть успешной ("деньги не приносят счастья", например). Или запрет на счастье ("счастливы только глупые содержанки") и т.д.
Проанализируйте честно все вторичные выгоды от того, что Вас сейчас так напрягает:
*Вас содержит мама, зато Вы можете себе позволить...(что?) И вместо того, чтобы изводить себя виной, честно себе признайтесь в этом, поблагодарите маму за помощь. Подумайте, чем Вы можете порадовать её, облегчить её жизнь, пока Вы учитесь, а она работает. Не всё измеряется деньгами.
*Вы держите в подвешенном состоянии мужа, не разводясь с ним и не возвращаясь к нему, чтобы...(что?). Вспомните, почему Вы когда-то выбрали своего мужа, родили от него ребёнка, что Вы ещё можете исправить в этих отношениях, а что Вы никогда уже не примите? И поговорите с мужем об этом.
*Вы не добиваетесь достижения своих целей, сознательно не доводя их до реализации, чтобы...(что?) Кому и что Вы хотите доказать, перед кем боитесь опозориться? Делайте всё для ощущения полноты своей жизни, а не для одобрения окружающих. Позвольте себе главное достижение - действовать, пусть даже у Вас что-то не получится с первого раза, будет неидеальным, но Ваше бездействие даст Вам ПУСТОТУ!
Анастасия, Вам нужно перейти от имитирования деятельности к реальным действиям, как бы страшно Вам ни было. Для того, чтобы наглядно увидеть, на что Вы потратили свои силы, предлагаю Вам выполнить задание. Возьмите для анализа два предшествующих года. Выпишите сначала все свои мечты, которые Вы хотели реализовать. Потом выпишите все свои достижения этого времени. Есть ли в списке достижений Ваши мечты?
А теперь выполните ещё одно задание, под занавес. Представьте, что Вы так и не решились ничего изменить в своей жизни. Прошло 20 лет. Вам сейчас 41. Ваш сын вырос. Запишите, как проходила Ваша жизнь эти годы. Чего Вы достигли? Как сложились отношения с сыном, мужем? Что с Вашей мамой? Кто Вы сейчас, кем работаете, как выглядите, счастливы ли Вы?
Вас всё устраивает в этом образе, Анастасия? Это то, о чём Вы всегда мечтали, для чего родились? Что бы Вы сказали из образа 41-летней женщины себе-сегодняшней, какой совет дали бы? Запишите это послание.
А теперь вернитесь в настоящее. И примите ответственность за свою жизнь на себя, действуйте, как бы страшно Вам ни было, Анастасия!
Если Вы честно выполняли все задания из этого текста, то Вы уже сделали большое дело - поставили цель и достигли её! Поздравляю, это Ваша заслуженная победа!
Заставьте себя писать цели на каждый день (начните с одной цели на день), потом планируйте увеличивайте число целей на день, пишите цели на каждую неделю, каждый месяц. И ежедневно вечером, как бы Вас ни отвлекали самочувствие, лень, быт, потеря ручки со списком целей и прочие формы самосаботажа, регулярно сверяйте список целей с реальностью, выполнили ли Вы их.
Все Ваши достижения - это результат преодоления Вами соблазна прождать "чуда", "принца", "счастливого билета", "манны небесной" всю свою жизнь, это плод Ваших реально совершённых усилий, проб и ошибок, побед и поражений. Научите других (своего сына, в первую очередь) своим личным примером не бояться ошибок, а своевременно исправлять их, жить в полную силу и становиться счастливым.
Действуйте, Анастасия, Ваше время уже пришло.